Когда встречаются двое, необязательно возникает любовь: может получиться рынок. Одни компании ищут, кого бы купить. Другие — кому бы продаться и получить тем самым деньги на развитие. Но в нашей истории не 2, а минимум 3 героя: Сбер, «AliExpress Россия» и онлайн-бизнес владельца «Перекрёстка», «Пятёрочки», «Карусели» и «Чижика» «X5 Retail Group». Что происходит в этом рыночном треугольнике?
Пандемия изменила мир, в том числе шопинг: люди стали всё больше уходить в онлайн и покупать там даже продукты. «И как это я раньше эти авоськи таскала?» — удивляются сами себе некоторые хозяйки.
Один из лидеров отечественного ретейла, «X5 Retail Group», который владеет сетями «Перекрёсток», «Пятёрочка», «Карусель» и «Чижик», не мог остаться в стороне от такого прогресса. Он запустил онлайн-супермаркет «Vprok.ru Перекрёсток», экспресс-доставку и сервис «Около», пользователи которого заказывают на дом продукты из любых магазинов группы.
А в июне ретейлер выделил все эти интернет-сервисы в отдельную структуру и задумался о дальнейшем развитии: привлечь инвесторов, добиться партнёрства или объявить IPO?
Несмотря на то, что Центробанк не слишком приветствует банковские экосистемы, Сбер продолжает их развивать. Его сервис доставки еды «Сбермаркет» по объёмам уступает только «X5 Group», находясь на второй позиции среди отечественных продуктовых интернет-магазинов. По информации «Коммерсанта», Сбер рассматривает онлайн-сервисы ретейлера и задумывается над их покупкой, чтобы расшириться и укрепиться на растущем рынке.
В отличие от предыдущих героев истории, «AliExpress Россия» имеет куда более серьёзный опыт работы в онлайн-шопинге. Пока компания не занимается продажей продуктов питания, однако к бизнесу «X5 Group» тоже проявляет интерес.
Кто бы ни интересовался онлайн-бизнесом «X5 Group», решение останется за самим ретейлером. Его представители сообщают, что обсуждали сотрудничество с различными потенциальными партнёрами — как с банками, так и с инвестфондами. Однако выбор пока не сделан:
Мы ещё анализируем сами сценарии развития, и о выборе какого-то конкретного, а тем более о конкретных вариантах говорить преждевременно
Некоторые аналитики считают, что все — и ретейлер, и банк, и клиенты — выиграли бы от сделки «X5 Group» со Сбером. Клиентская база, понимание потребительского спроса и широкая сеть магазинов опытного продуктового гиганта вкупе с финансовыми ресурсами и, возможно, дополнительными онлайн-сервисами банка могли бы стать основой прибыльного бизнеса с качественными услугами.
Однако другие эксперты оптимизма не разделяют, утверждая, что сделка выгодна только Сберу. Они напоминают и о печальном опыте Яндекса, которому пришлось выкупать долю Сбербанка в «Яндекс.Маркете».
Когда компании начинают вести бизнес вместе, принимать решения становится сложнее — взгляды могут разойтись. Поэтому, возможно, владелец «Перекрёстков» остановится не на партнёрстве, а на IPO.