Заглядывать в будущее иногда вредно. Вдруг впереди потеря работы, инфляция 50%, новый вирус и памперсный режим вместо масочного? Однако Центробанк ежегодно делает экономический прогноз, публикуя основные направления денежно-кредитной политики на ближайшие годы. На днях вышел свежий документ с четырьмя сценариями развития ситуации. Кризис среди них тоже есть.
Центробанк опубликовал проект основных направлений денежно-кредитной политики. Это не просто прогноз, это документ, который сначала представят президенту и правительству, а потом вынесут на рассмотрение Госдуме.
Чтобы делать какие-либо прогнозы, нужно оценить текущую ситуацию. Её озвучил зампредседателя Центробанка Алексей Заботкин. Как и многие политики, он позитивно оценил экономическую ситуацию в стране и отметил, что Россия быстро вышла из коронакризиса:
Уже во II квартале 2021 года ВВП страны вернулся на докризисный уровень, несмотря на сохраняющиеся ограничения по добыче нефти в рамках договоренностей ОПЕК+. Этому способствовали в том числе меры бюджетной поддержки и мягкая денежно-кредитная политика
Единственное, что портит стране всю «малину», — это разогнавшаяся инфляция. Её Центробанк пытается корректировать повышением ключевой ставки, но механизм работает медленно, «с существенными лагами», как выразился Алексей Заботкин.
Регулятор видит 4 варианта развития событий в экономике. Если пандемия не усугубится и инфляция в мире ослабеет, то реализуется базовый сценарий. Рост экономики продолжится, ВВП будет увеличиваться, а ключевая ставка в 2022 году будет в среднем 6-7% годовых — то есть примерно как сейчас. Соответственно, ставки по вкладам и кредитам тоже не сильно изменятся.
Так что, если в экономике ничего кардинально не изменится, россияне ещё более года будут терпеть ускоренный рост цен.
Однако возможны и другие варианты. Центробанк назвал их «усиление пандемии», «финансовый кризис» и «глобальная инфляция». Алексей Заботкин отметил:
Неопределенность дальнейшего развития ситуации остаётся значительной. И <…> мы в дополнение к базовому рассматриваем три альтернативных сценария. Подчеркну, что вероятность этих сценариев значительно ниже, чем базового
Если пандемия усилится, страну накроют новые ограничения и по отраслям «ударят» локдауны, то мы уже знаем, что бывает в таких случаях. Большинство сфер экономики «просядут», ВВП не будет прирастать, спрос уменьшится, а вот безработица увеличится.
Как только это произойдёт, ключевую ставку снизят, переходя на более мягкую денежно-кредитную политику. Такое возможно уже в первом полугодии 2022 года. Кредиты и ипотеки подешевеют, а вот открывать вклады снова станет невыгодно из-за низких ставок.
Если пандемийные ограничения не усилятся, а рост цен в мире будет серьёзно ускоряться, но кризис не грянет, то наступит сценарий «глобальная инфляция». Если сейчас ключевую ставку для борьбы с инфляцией могут повысить не все страны, то в этом сценарии ведущие мировые экономики всё-таки это сделают. Из-за этого за рубежом понизится спрос, что станет проблемой для российских компаний, которые работают на экспорт. Поэтому рост отечественной экономики будет чуть медленнее, чем в базовом сценарии.
Те, кто следит за ситуацией в экономике, наверняка задумались: как же США смогут повысить ключевую ставку, ведь десятки экспертов, в том числе их министр финансов, предрекали стране дефолт при таком раскладе? Америка ведь не сможет обслуживать свой гигантский госдолг? Алексей Заботкин тоже такое допускает:
Восстановление мировой экономики и низкие ставки привели к скачкообразному росту долгов, в первую очередь государственных. И пока этот процесс продолжается, хотя и более умеренными темпами. Насколько эта долговая нагрузка посильна для конкретных стран — покажет время. Но если она избыточна, нормализация денежно-кредитной политики в развитых странах способна спровоцировать кредитный кризис
Если ведущие экономики не справятся с госдолгом, то кризис накроет весь мир. Правда, это произойдёт не мгновенно: в этом сценарии Центробанк прогнозирует России падение ВВП, ослабление рубля и новый рост инфляции не на 2022, а только на 2023 год.
Алексей Заботкин оптимистично подытожил:
Российская экономика последнее время неоднократно демонстрировала способность адаптации к меняющимся условиям. Как бы ни складывалась ситуация, мы будем создавать необходимые условия для её дальнейшего развития, повышения её устойчивости