С того момента, как власти начали поддерживать молодёжь и оплачивать им культурные мероприятия, прошло всего шесть дней. А на «Авито» появились уже сотни предложений о продаже «Пушкинских карт». Насколько они успешно продаются, сложно определить, но зато точно можно сказать, что бизнес-опыт школьников с треском провалился.
Программа «Пушкинская карта» стартовала 1 сентября текущего года. В рамках проекта гражданам 14-22 лет выдаётся специализированная карта «Мир», на которую зачисляется 3 тысячи рублей. Эти деньги нужно потратить до конца года, покупая билеты в музеи, театры, филармонии и другие учреждения культуры. В будущем году на карту «упадёт» ещё 5 тысяч рублей для этих же целей.
Карта оформляется через портал Госуслуг. Она именная, поэтому нужен подтверждённый аккаунт молодого человека. Можно всё это сделать, лично посетив отделение «Почта Банка», который пока является единственным оператором проекта.
С помощью программы власти решили приучить молодёжь к культурной жизни. Но герои нашего времени захотели получить реальные деньги, которые они могут потратить по собственному усмотрению.
Проект только стартовал, а молодёжь уже придумала, как нажиться на господдержке. Владельцы «Пушкинских карт» продают их на «Авито». Продавцами выступают жители Москвы, Санкт-Петербурга, Тамбова, Ставрополя, Новосибирска и многих других городов.
Они просят за карту определённую сумму от 200 до 3 000 рублей, либо предлагают обменять «живые» деньги на билет.
Из этого следует, что молодым россиянам не понравилась идея культурного просвещения за счёт государства. Как пишет один из продавцов, «обменяю на бумажные деньги, так как хочу сходить на нормальный концерт».
Действительно, в списке мероприятий, которые можно посетить, оплатив «Пушкинской картой», нет шоу-бизнеса, так любимого многими (не только молодёжью). Но программа и не предназначена для этого. Её цель — культурно просветить людей, научить их отличать Моцарта от Штрауса, Моне от Мане, да и вообще стать чуточку ближе к настоящему искусству.
С другой стороны, осуждать молодых людей за их музыкальные предпочтения — дурной тон. Но самое обидное то, что молодёжь плохо разбирается не только в искусстве, но и в бизнесе.
По правилам программы сделка купли-продажи «Пушкинской карты» будет признана ничтожной. Дело в том, что картой никто не сможет воспользоваться, кроме владельца.
Рассмотрим два варианта продажи «Пушкинской карты:
В первом случае покупатель не сможет использовать купленный билет, потому что, как написано на портале Госуслуг, «при посещении мероприятия могут попросить предъявить документ, подтверждающий личность». Если личность посетителя и владельца карты, с которой оплачен билет, не совпадут, то его просто не пустят. Последствия для продавца будет отнюдь не радужными: вряд ли покупатель останется доволен потерей денег и времени.
Во втором случае произойдёт то же самое, даже если на руках у посетителя будет «Пушкинская карта». Она именная, как мы писали выше. «Проскочить» не получится. К тому же, продавец, обменивая электронные деньги на «живые», поделится персональной информацией, за которой охотятся киберпреступники. Также не стоит упускать из виду тот факт, что «Пушкинская карта» является настоящей банковской картой, которую запрещено передавать третьим лицам.
Более того, Минкульт уже назвал продажу «Пушкинских карт» мошенничеством:
Передача третьим лицам невозможна. Все эти объявления, которые появились в «Инстаграме» и на «Авито» — мошеннические действия
Как позднее сообщила пресс-служба «Авито», объявления о продаже «Пушкинских карт» блокируются, поскольку это противоречит российскому законодательству и цели проекта:
Мы прилагаем максимальные усилия, чтобы пользователи размещали заслуживающие доверия объявления. Мы осуждаем любые формы торговли запрещенными законом товарами и услугами и блокируем публикацию подобного рода объявлений
Действительно, после того, как в редакцию поступил комментарий пресс-службы «Авито», на сайте объявлений не нашлось ни одного предложения о продаже «Пушкинской карты».