Коронавирус, раздача денег, инфляция, повышение ключевых ставок — все эти компоненты образуют взрывоопасную смесь для мировой экономики. А непрофессиональные инвесторы, которых нынче полно на бирже, плохо умеют «обращаться со спичками». Поэтому «рвануть» может в любой момент.
Пока одни празднуют выход экономики из коронакризиса и фиксируют рост ВВП со снижением безработицы как доказательство, другие говорят, что пандемия не предотвратила, а лишь отложила экономический кризис, причём чем позже он случится, тем сильнее проявится. Один из экспертов, уверенных в том, что экономика вот-вот обвалится, — доцент кафедры финансов и цен РЭУ им. Г.В. Плеханова Диана Степанова. Она рассказала агентству «Прайм», почему кризис неизбежен и по какому сценарию он будет развиваться.
По мнению доцента, нынешняя ситуация с бешеной инфляцией и ростом ключевой ставки будет развиваться очень просто. Народ наконец начнёт переходить от потребления к сбережению, чего и пытается добиться регулятор повышением ставки. Однако инфляция на снижение спроса реагирует медленно, поэтому не сразу утихнет. Так что центробанки продолжат повышать ключевые ставки.
По мнению Дианы Степановой, дело кончится либо тем, что рост цен стабилизируется, либо кризисом:
Далее мир столкнётся с затяжной стагфляцией на несколько лет в лучшем случае или даже разрушением привычных форматов финансового сектора экономики
Причём кризис сильнее всего ударит по финансовой системе, а вот производства коснётся меньше. И хотя начнётся он, как водится, за пределами нашей страны, Россия не избежит экономического спада, поскольку сильно зависит от ситуации в мире:
Баланс рисков для прогноза дальнейшего тренда российской экономики сильно смещён в негативную сторону из-за многочисленных макроэкономических факторов неопределённости, геополитической, финансовой, технологической, экологической
Правда, тоже кризисный. Дело в том, что инфляция бушует во всём мире, но ключевую ставку могут повысить не все страны. Например, Америке это не позволяет сделать госдолг, который будет сложно обслуживать, если повысить ставку. А когда в одних странах ставка растёт и деньги дорожают, а в других — нет, возникает дисбаланс.
На фондовом рынке сидит и стар, и млад — почти как в соцсетях. Мода инвестировать шагает по миру. Непрофессионалы на удачу вкладывают свои «дешёвые» деньги (в том числе те, которые власти раздали просто так в ходе пандемии) в акции компаний, которые на слуху (Facebook, Apple, Tesla), тем самым создавая опасные «пузыри». Люди не разбираются в том, каково текущее состояние технологического гиганта, они просто покупают имя. Из-за этого акции слишком переоценены.
Тем временем вакцинация активно идёт в большинстве стран, и пандемия потихоньку заканчивается. Когда пойдут радостные вести о победе над эпидемией, может начаться спекулятивный бум: миллионы частных инвесторов и профессиональных трейдеров будут скупать акции наиболее просевших за время локдауна секторов. Тут-то и «бабахнет». Причём в этом сценарии удар придётся не только по финансовому сектору, но и по реальной экономике, то есть по производству. России, по мнению Дианы Степановой, опять-таки не удастся остаться в стороне:
Затяжная ковид-рецессия мировой экономики со слабым предложением и слабым спросом в сочетании с потрясениями в геополитической и финансовой системе способна нанести серьёзный ущерб социально-экономической сфере в России
Между тем, Центробанк России на днях тоже выпустил свой экономический прогноз. В базовом варианте развития событий кризис не предполагается, однако сценарий экономического спада всё-таки может состояться, хотя и с невысокой вероятностью. Население страны в этом случае почувствует кризис «на собственной шкуре» только в 2023 году, поскольку рецессия не будет мгновенной.