Казалось бы, коронавирусные ограничения заканчиваются, и люди радостно возвращаются из онлайна к живому общению. Однако банки продолжают закрывать офисы: за последний год на карте России их стало на полторы тысячи меньше. Если так пойдёт и дальше, то скоро мы сможем общаться с кредитными учреждениями только через интернет?
То, что банки закрывают свои офисы, заметил Центробанк. По его наблюдениям, такая тенденция была и раньше, но с каждым годом она набирает обороты. За последний год количество подразделений уменьшилось на 5%. И хотя регулятор должен заботиться о том, чтобы финансовые услуги были доступны всем россиянам, такая ситуация его не пугает.
Во-первых, закрываются в основном те отделения, которые не проводили никаких операций с населением. Во-вторых, хотя офисы исчезают практически во всех регионах, основное сокращение точек пришлось на Москву, Санкт-Петербург и Подмосковье. Переживать за то, что финансовые услуги в столицах станут недоступны, не приходится.
А что касается отдалённых регионов и глубинки, где наличие офисов может быть критически важно, то там, наоборот, появляются новые подразделения. К тому же, развиваются финансовые услуги в отделениях «Почты России» и на кассах магазинов. «Известия» цитируют представителя Центробанка:
Несмотря на общее сокращение количества подразделений банков в стране, ряд крупных игроков, напротив, расширил сеть своего присутствия в «облегчённых» форматах в сёлах. Так, на начало 2021-го уже в 95% отделений почтовой связи есть возможность проведения ряда банковских операций, а на кассах магазинов в 4,5 тыс. точек можно получить наличность. В небольших городах и посёлках активно развиваются стационарные удалённые точки с работниками и агентами кредитных организаций
И хотя во многих кредитных учреждениях, например, в ВТБ и Газпромбанке, подтверждают, что «оптимизируют» сеть и закрывают «лишние» филиалы, в других банках гордятся тем, что, наоборот, расширяют присутствие. Новыми отделениями хвастаются Сбер, «Московский кредитный банк», Россельхозбанк, «Русский стандарт» и «Санкт-Петербург». Правда, не так давно было замечено, что офисы «Сбербанка» тоже активно закрываются, так что нынешние заявления могут быть просто рекламой.
Эксперты отмечают, что в закрытии офисов нет ничего страшного. Банки тем самым сокращают расходы, но клиенты не сильно страдают. Во-первых, исчезают в основном дублирующие подразделения, и можно обратиться в точку на соседней улице. Во-вторых, онлайн-банкинг становится всё более распространённым: через интернет можно и вклад открыть, и кредит взять. В Сети выдают даже микрозаймы, не говоря уж об оказании услуг финансовыми гигантами. Да и маркетплейсы никто не отменял: на них можно оформить банковские продукты даже в тех кредитных учреждениях, которых нет в вашем населённом пункте. Это абсолютно законно, прозрачно и честно: даже вклады застрахованы.
Тем не менее, и Центробанк, и финансовые организации уверяют, что офисы не исчезнут несмотря ни на какие онлайн-услуги. Будем надеяться, что «важность личного взаимодействия с клиентами» — не пустые слова для банкиров.