По дорогам носятся люди на электросамокатах, провоцируя аварии, но это ненаказуемо. А скоро на улицах появятся ещё и беспилотники — как они будут себя вести, неизвестно. Власти задумались над ситуацией и хотят полностью переписать правила дорожного движения.
Правила дорожного движения, которые сейчас действуют в России, были приняты ещё в 1993 году. В них постоянно вносятся правки — документ корректировали уже более 50 раз. И вот теперь, в том числе из-за ряда новых намечающихся изменений, правила хотят и вовсе переписать с чистого листа. Вице-премьер Марат Хуснуллин поручил МВД и Минтрансу разработать новую редакцию документа уже к 1 октября.
Большой блок правок касается средств индивидуальной мобильности (СИМ) — например, электросамокатов. Изменения предполагают ограничить скорость такого транспорта до 25 км/ч, причём не только на уровне закона, но и технически, чтобы у людей не было возможности разгоняться выше положенного.
Ограничение скорости хотят установить одинаковое как для тротуаров и велодорожек, так и для езды по обочинам автодорог. Правки вызвали много споров в Минтрансе, ГИБДД и правительстве, и судьба изменений ещё не решена.
Другой блок правок касается неисправностей, за которые инспекторы штрафуют прямо на дороге. МВД предложило расширить список таких поломок: например, в перечень может попасть неработающая антиблокировочная тормозная система (АБС) и нефункционирующие фароочистители. Ведомство предложило новый список ещё в 2020 году, однако споры вокруг него идут до сих пор.
В Минэкономики считают, что штрафовать на дороге следует только за такие неисправности, которые угрожают безопасности и могут привести к авариям. Выписывать протоколы за сломанные фароочистители, которых на некоторых машинах даже нет, и при этом они свободно ездят по дорогам, в Минэкономики считают странным.
Словом, этот блок правок тоже находится в подвешенном состоянии.
И хотя правок намечается немало, да ещё и беспилотные автомобили на подходе — их тоже надо как-то регулировать, среди чиновников нет согласия не только по сути изменений, но и по тому, как их вносить. Марат Хуснуллин считает, что правила нужно переиздать полностью, а Минтранс и МВД с ним не согласны и настаивают на точечных правках, какие и вносятся в документ уже почти 30 лет.
В Минтрансе упирают на то, что урегулировать вопрос по СИМ нужно как можно скорее, поскольку люди на электросамокатах могут разгоняться аж до 80 км/ч, провоцировать аварии и при этом оставаться безнаказанными. А если менять правила полностью, то процесс затянется. Дело в том, что конвенция по беспилотным автомобилям не разработана ещё даже в ООН, а отечественные документы должны будут ей соответствовать.
С другой стороны, поправки в правила по СИМ и тем более беспилотникам сами по себе очень глобальны, ведь эти аспекты меняют привычное представление о движении. Поэтому-то многие и высказываются за полное обновление документа. «Коммерсантъ» цитирует сопредседателя рабочей группы «Безопасность дорожного движения» Евгения Литвина:
Автономные транспортные средства и СИМ изменяют сам подход к мобильности и особенностям организации движения, а, значит, и отношениям между участниками движения, их правам и обязанностям. И это уже нельзя реализовать просто правками в ПДД. Я поддерживаю разработку новой редакции правил
В общем, пока «в товарищах согласья нет» ни в плане сути изменений, ни в плане их оформления. Так что владельцы электросамокатов могут пока продолжать ловить драйв — лишь бы это не стоило никому жизни и здоровья.