Жить на полную катушку, налегая на фастфуд, сигареты и алкоголь, становится всё менее модно. Молодёжь в крупных городах увлекается походами, спортом и правильным питанием — не то, чтобы все хотят обрести вечную жизнь, просто теперь так принято. Но есть и те, кто доходит до приёма БАДов по 30 препаратов в день, постоянно следит за показателями организма (и это не только пульс, давление и гемоглобин), делает инъекции для изменения ДНК и вживляет чипы для контроля за здоровьем. Такие люди планируют жить до 180 лет и не считают себя сумасшедшими: они просто занимаются биохакингом.
Биохакинг — это попытка улучшить показатели своего организма и предотвратить возможные заболевания, чтобы оставаться здоровым и жить как можно дольше. Биохакеры рассматривают организм как компьютер, а своей деятельностью пытаются «взломать систему» и искусственно её подкорректировать — отсюда и родилось понятие. Оно существует с 80-х годов прошлого века, но особенно бурно биохакинг начал развиваться в середине нулевых, когда учёные расшифровали геном человека.
Методы биохакинга на первый взгляд похожи на обычные принципы здорового образа жизни: следить за сном, питанием, физической активностью. Однако его последователи доходят в этом деле до самых глубин:
Есть у биохакинга и ещё более радикальные методы. Одни переливают себе кровь тех, кто моложе, чтобы отложить старение. Другие вживляют в организм чипы, чтобы контролировать показатели, не обвешиваясь аппаратурой, вставляют вспомогательные гаджеты, например, наушники, или пересаживают органы.
Если у вас уже сложилось мнение, что жизнь биохакера уныла, скучна и состоит из постоянной слежки за организмом, спорта, сна и правильного питания, то вы не очень далеки от истины. Может показаться, что единственное развлечение биохакера — это научные исследования: многие увлечённо занимаются и генной инженерией, и созданием искусственных органов, и их пересадкой. Впрочем, некоторые живут, как все, просто принимают кучу добавок к пище.
Один из самых знаменитых биохакеров — инвестор Кремниевой долины и автор книг о биохакинге Дейв Эспри. Он грозится дожить до 180 лет и уже потратил на эту голубую мечту более одного миллиона долларов. Он побывал на Тибете, научился медитировать и создал кофе с кокосовым маслом на основе напитков горных монахов. Такой кофе бизнесмен пьёт каждый день вместе со своими детьми, а его компания «Bulletproof 360» производит сей чудодейственный напиток в промышленном масштабе и продаёт его наряду с другими полезными добавками по всему миру.
Разумеется, одним кофе дело не ограничивается. Эспри каждый день принимает коктейль из десятков добавок, которые меняются в зависимости от его работы и сна. В коктейле есть и ноотропы. Их принимают многие биохакеры, чтобы улучшить работу мозга. В медицине эти вещества используются при психических расстройствах, например, при депрессиях.
На тренировки Эспри тратит около 15 минут в день, но это не просто бег или прогулка. Биохакер может заниматься на велотренажёре в специальной маске, которая подаёт то воздух с высокой концентрацией кислорода, то — наоборот, с низкой. Это тоже призвано улучшать работу мозга.
Что касается сна, то Эспри пытался спать по 15 минут 6 раз в сутки, но пришёл к выводу, что ему это не подходит, хотя некоторые биохакеры так и живут. Теперь он спит по 5 часов, однако, чтобы этот короткий сон был достаточным, нужно предпринять немало мер. При взгляде на них кажется, что эти процедуры куда сложнее реализовать, чем банально и лениво спать по 8 часов:
Американка Лиз Перриш знаменита как первая женщина, изменившая свои гены. В 2015 году она сделала себе в качестве эксперимента инъекцию двух типов генов. Один блокирует миостатин в крови (белок, вызывающий атрофию мышц) — это способствует укреплению мышечной массы. Второй регулирует длину теломеров лейкоцитов, которые у исследовательницы соответствовали возрасту 60 лет и напрямую связаны со старением. Лиз утверждает, что за первые девять месяцев эксперимента помолодела на 20 лет.
У её странички в Инстаграм более 3 тысяч подписчиков. Сейчас обманщице генов 50 лет, и на фотографиях в соцсети она действительно выглядит моложе этих лет. Вот только другие снимки в открытом доступе в Сети вполне соответствуют её возрасту, так что неизвестно, скрывается ли за молодостью кожи биохакинг или Adobe Photoshop.
В России биохакеры тоже есть. Один из них — Денис Варванец. Ему 28 лет, а биохакингом он занялся в 2016 году из-за проблем со здоровьем. В интервью агентству «Москва 24» Денис говорит, что его жизнь ничем особо не отличается:
Сейчас мой обычный день не сильно отличается от дня большинства людей, но утром и вечером я принимаю таблетки, занимаюсь спортом чуть более дисциплинировано – в спортзале я обвешан гаджетами. Это единственное, что повышает такой важный биомаркер, как максимальное потребление кислорода. За три месяца я поднял его на 25 процентов. Доктор, которая делала замеры, говорит: «Не может быть, что вы пьёте?»
На добавки к пище биохакер тратит около 15 тысяч рублей в месяц, анализы крови требуют ещё столько же, но их Денис сдаёт не каждый месяц. Молодой человек постоянно принимает:
Мы не будем утомлять читателей рассказами о том, какими методами биохакинга промышляют эти учёные-бизнесмены и что они принимают. Больше интереса вызывает их дерзкий спор. Они заключили пари на миллион долларов, которое вступит в силу, когда оба отметят юбилей 100 лет. Деньги в виде акций достанутся тому, кто переживёт соперника. Forbes цитирует Дмитрия Каминского:
Я бы хотел заключить схожие пари с Биллом Гейтсом, Илоном Маском и Марком Цукербергом, чтобы те прожили подольше и создали еще несколько великих вещей. Однако они не кажутся мне достойными соперниками в сфере продления жизни
Понятно, что отношение официальной науки к выходкам биохакеров неоднозначное. Их поведение, возможно, будет оправдано долгожительством — тогда окажется, что они внесли огромный вклад в науку, весь мир кинется применять их методы и появятся, наконец, эликсиры молодости. Но есть и другой вариант развития событий: десятки добавок могут оказаться губительными или какой-то параметр здоровья останется незамеченным и, выйдя из-под контроля, спровоцирует смерть.
РБК цитирует Екатерину Иванникову, врача-эндокринолога, кандидата медицинских наук:
Из-за бесконтрольного приема БАДов и витаминов в первую очередь страдают почки и печень. В конце июля 2021 года вышло исследование о том, как функции печени с течением времени меняются из-за приема БАДов. Данные очень печальные: практически в восемь раз увеличивается частота возникновения лекарственного гепатита. Поэтому никакие витамины и БАДы нельзя принимать без предварительных анализов и назначений врача
Также Иванникова отмечает, что давно доказано и отечественными, и зарубежными диетологами, что все необходимые микроэлементы можно получать из питания, если оно сбалансировано. А вот что касается ноотропов, которые биохакеры так любят принимать для улучшения работы мозга, то их может назначать только невролог и только по показаниям.
Впрочем, есть среди врачей и те, кто восхищается отважными исследователями среди биохакеров и верят в их успех. Forbes цитирует Вадима Зорина, кандидата биологических наук, руководителя отдела регенеративной медицины Института стволовых клеток человека:
Мне такие люди нравятся. Они понимают, что долголетие светит не сильнейшим, а наиболее приспособленным к быстро меняющимся условиям окружающей среды. Если ребята не переборщат с биохакингом, вероятность дожить до 100 лет и дальше чрезвычайно высока. Впрочем, по мере развития медицины это будет становиться все более реальным для популяции в целом
Стоит отметить, что о биохакинге написано уже немало книг и статей, однако он остаётся уделом избранных — в России, например, насчитывается не больше пары десятков настоящих биохакеров. Дело в том, что на постоянный контроль параметров тела требуется немало денег, да и правильное питание тоже дороже фастфуда. К тому же, чтобы этим заниматься, нужно фанатично желать продлить жизнь или внести вклад в развитие медицины, а подобные «навязчивые идеи» мало кого преследуют. Так что вечная жизнь на земле пока находится в руках единиц.