Центробанк активно работает над платформой, которая отделит сомнительных клиентов от добросовестных. Несмотря на то, что нужный закон ещё не принят, регулятору так понравилась идея, что он собирается разделить по такому принципу не только компании и предпринимателей, но и обычных людей.
С 2019 года Центробанк разрабатывает платформу «Знай своего клиента», которая разделит банковских клиентов на зелёных, жёлтых и красных. В красную группу попадут те, кто проводит операции по отмыванию денег, в жёлтую — в отношении которых есть подозрения, в зелёную — те, чьи операции «чисты как вода в ручье».
Если сначала по степени риска разделят юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ИП), то в дальнейшем, после обкатки системы, могут поделить и физических лиц. Об этом на Международном банковском форуме заявил директор департамента финансового мониторинга и валютного контроля ЦБ Илья Ясинский.
По его словам, после того, как уберут все «шероховатости», а на это уйдёт от полутора до двух лет, ЦБ рассмотрит вопрос о распространении платформы на физических лиц. В то же время он отметил техническую проблему, над которой придётся поработать. В отличие от компаний и ИП, у физических лиц нет универсального идентификатора, по которому можно отследить всю платёжную историю.
Нельзя тут не вспомнить, что в конце 2019 года Центробанк обсуждал с участниками финансового рынка идею присвоения физическим лицам универсального идентификатора. Тогда его хотели использовать для простоты перехода из одного банка в другой, а также для объединения данных в кредитных историях, чтобы не появлялись «двойники» и ошибки. Но у инициативы нашлись как сторонники, так и противники. Последние опасались, что увеличатся последствия от утечки информации. По их мнению, если преступники смогут украсть базу данных универсальных идентификаторов, то могут натворить больше бед, чем когда похищают персональные сведения.
Не исключено, что регулятор вернётся к этой идее, чтобы распространить платформу «Знай своего клиента» на физических лиц.
Тем временем, Ясинский добавил, что уже в конце текущего года платформу начнут тестировать. К пилотному проекту подключат 30 банков. Масштабный запуск «светофора» намечен на 1 июля 2022 года.
То чувство, когда карту заблокировали, а ты не знаешь, что делать. Фото: byrich.ru
По задумке Центробанка, платформа «Знай своего клиента» оградит добросовестных банковских клиентов от блокировок операций, с которыми сейчас сталкиваются даже те, кто впервые переводит крупную сумму со своей карты. Клиенты, попавшие в жёлтую и красную зону, смогут оспорить свою участь, обратившись к регулятору и доказав, что в их переводах и платежах нет ничего противозаконного.
Примечательно, что ЦБ активно работает над платформой, не смотря на то, что закон о разделении банковских клиентов ещё не принят. Более того, банки не в восторге от идеи регулятора и уже неоднократно выступали против. В последний раз Ассоциация банков России предложила властям самим ограничивать деятельность подозрительных компаний, а не перекладывать эту задачу на банки.