«О, на карту какие-то деньги пришли! Гуляем!» — радуются россияне, не сумев вспомнить, кто мог вернуть долг на их счёт или перевести зарплату. А зря: через несколько дней «счастливчикам» вполне могут позвонить из микрофинансовой организации (МФО) и потребовать микрозаём (а это был именно он), да ещё и с процентами. Как человеку в таких случаях доказать, что он ничего не оформлял, и избежать уплаты начислений?
Всем известно, что брать микрозаймы очень дорого: МФО начисляют на них проценты каждый день, так что мало не покажется. То ли россияне начитались страшных историй про то, как недобросовестные МФО отнимают квартиры даже у миллионеров, и стали реже обращаться за микрозаймами, то ли у нечестных кредиторов падает прибыль, но они придумали новый вид мошенничества: микрозаймы раздают без согласия клиентов.
Это может произойти двумя способами. Человеку приходят деньги, и вслед за пополнением счёта раздаётся звонок из МФО. Оператор радостно благодарит за обращение, а «разбогатевший» возражает, что это какая-то ошибка. На другом конце провода не унывают: мол, ошибка, так ошибка, сейчас мы вышлем вам СМС-код, вы нам его продиктуете, и микрозаём отменится. Однако после этого операция не отменяется, а, наоборот, подтверждается.
Либо же звонок из МФО поступает через несколько дней. И горе-клиента уже никто не думает благодарить: с него требуют возврата долга и уплаты процентов.
Что же тогда делать, обнаружив на счёте неведомое пополнение и получив звонок от МФО?
Прежде всего, внезапно свалившиеся на счёт деньги ни в коем случае нельзя тратить. Нужно подождать, что будет дальше. Если это подставной заём, а его сумма исчезнет со счёта, то будет сложнее доказать, что вы его не брали. Как же не брали, если уже потратили?
Сотрудники МФО, во-первых, могут обманом заставить подписать согласие на микрозаём, ведь ввод СМС-кода — это аналог цифровой подписи. Поэтому сообщать код точно не стоит: вас уже начали обманывать, переведя деньги, и это продолжится, если подписаться.
Во-вторых, они будут убеждать, что вы взяли заём, и у вас нет других вариантов, как вернуть его с процентами, как делают все нормальные клиенты. Иначе проценты будут расти снежным комом, и в итоге к вам придут приставы, замучают коллекторы, или поступит повестка явиться в суд.
Как бы мошенники не убеждали вас в том, что вариантов нет, и какие бы схемы они не предлагали, соглашаться нельзя. Придётся гнуть свою линию: говорить, что заём не брали, МФО его провела сама — пусть и отменит сама, а также пригрозить обращением в Центробанк. Можно, конечно, упомянуть Роспотребнадзор и полицию, но наиболее «страшен» и для банков, и для МФО именно Центробанк. Десяток таких жалоб может стоить горе-учреждению лицензии.
В вашу пользу сыграет обращение в банк, который обслуживает вашу карту. Если написать в нём заявление об ошибочном переводе, то оно увеличит шансы доказать свою правоту.
Вы ведь уже пообещали сотрудникам МФО пожаловаться на них? Свои обещания нужно выполнять. Как мы уже отметили, пожаловаться можно в Центробанк и Роспотребнадзор — оба ведомства принимают обращения через сайт и штрафуют нарушителей. Штраф, конечно, не пойдёт пострадавшему, зато накажет обманщиков. Полиция и прокуратура тоже могут расмотреть ситуацию со своей стороны.
Такие мошенничества распространяются из-за того, что банки «сливают» данные россиян. Нарушители покупают набор «паспорт-банковская карта-номер телефона» и вуаля — можно не только делать массовые обзвоны, но и оформлять кредиты, займы и всё, чего душа пожелает. Разобравшись с историей, лучше поменять банковскую карту. Это, конечно, не защитит от «рецедивов» на все сто, но повысит шансы не попасться снова.