Маникюр, сдача жилья, ремонты — частники подрабатывают по-разному, и, даже оформившись самозанятыми, много платежей они проводят «мимо кассы». Счётная палата оценила ситуацию и пришла к выводу, что региональные власти вообще не следят за этим: налогов можно было бы собирать в разы больше, но никто этим не занимается. Расслабились. Ведомство провело проверку и составило перечень налогоплательщиков, на которых нужно обратить пристальное внимание, чтобы вернуть выпадающие доходы бюджета. За кого всерьёз возьмётся налоговая?
Счётная палата оценила данные по собираемости налогов в дюжине дотационных регионов за 2018-2020 годы. Речь не только о подоходном налоге (НДФЛ), но и об имущественных налогах, а также о налогах на прибыль организаций. Под пристальное внимание попали Ингушетия, Марий Эл, Алтай, Кабардино-Балкария, Карелия, Крым, Тыва, Калмыкия, Кировская, Псковская, Тамбовская и Курганская области.
По итогам проверки Счётная палата сделала выводы о том, с кого можно и нужно собрать больше налогов. Не только в проверенных дотационных регионах, но и по всей стране.
Казалось бы, какой спрос с бедных людей, которые потеряли работу и не могут её найти? А спрос должен быть очень даже серьёзный, полагают в Счётной палате. Там уверены, что большинство безработных либо имеют неофициальные подработки, либо оказывают частные услуги, либо и то, и другое. Не жить же, в самом деле, на пособие по безработице.
Причём показатели уровня безработицы в рассмотренных регионах растут, и проверяющие считают, что это не из-за проблем в экономике, а чтобы уйти от налогов. В докладе по итогам проверки сказано:
Уровень безработицы в подавляющем большинстве изученных субъектов в 2018—2019 годы оказался в 1,7-5,7 раза выше, чем в среднем по России
Тут-то и кроется основной объём налогов, недополученных казной. По мнению Счётной палаты, региональные власти и отделения налоговой службы обязаны следить за безработными и трудоустраивать их либо переводить в статус самозанятых:
Снижение сектора неформальной занятости и уровня безработицы являются одними из резервов увеличения налогового потенциала регионов и поступлений налогов по НДФЛ, налогу на прибыль организаций, налогам по специальным налоговым режимам, налогу на профессиональный доход
Все владельцы недвижимости платят за неё имущественные налоги каждый год, тут не спрятаться, не скрыться: налоговая сама направляет уведомления. Однако ставка считается на основе кадастровой стоимости квартир, домов и помещений. А эта кадастровая стоимость даже не в дотационных, а в достаточно развитых регионах вроде Свердловской области частенько в несколько раз ниже рыночной. И дело не в том, что цены на недвижимость подскочили. А в том, что, рассчитав кадастровую стоимость в бородатых нулевых годах, налоги продолжают исчислять по этим историческим данным.
В регионах, попавших под внимание Счётной палаты, ситуация не лучше. В итоговом докладе сказано:
Только в двух из 12 исследуемых субъектов государственная кадастровая оценка была проведена без нарушения сроков. Выпадающие доходы консолидированных бюджетов по четырём регионам составили более 1 млрд рублей
И такая ситуация не удивительна: никакого наказания за то, что кадастровую стоимость не пересчитывают, не предусмотрено. Зачем тогда напрягаться? Переоценку нужно проводить не реже одного раза в 5 лет, но кроме Москвы мало кто следует правилам. Счётная палата предлагает продумать и прописать в законе ответственность за нарушение сроков.
Если доля участника долевой собственности на землю выражена в гектарах или так называемых балло-гектарах, то к нему налоговая тоже должна проявить повышенное внимание. Дело не только в имущественном налоге, но и в доходах, которые можно получать от сдачи земли в аренду или иного использования. Аудиторы посчитали, что из-за таких землевладельцев бюджет ежегодно теряет до полумиллиарда рублей.
У бизнеса с налогами тоже не всегда всё прозрачно и честно, да и законы несовершенны. Взять, к примеру, налог на имущество организаций. По логике, его нужно платить за все объекты имущества, а ставка должна считаться, исходя из кадастровой стоимости этого имущества (недвижимости, земли и так далее). Но сейчас это не так: налоги платятся выборочно. Тут и за бизнесом нужно следить, и законы корректировать.
Проблемы, которые обнаружила Счётная палата, актуальны для всей страны и требуют внимания и налоговой службы, и законотворцев. Но если найти рычаги и заставить власти вовремя считать кадастровую стоимость или имущество бизнеса ещё как-то можно, то как быть с нелегальными доходами безработных? Следить за счетами граждан налоговая имеет право только в рамках проверки, если она ведётся. Так что с этим ситуация непрозрачная, и как её улучшить, непонятно.
Ситуация в рассмотренных комиссией регионах хуже, чем в целом по России. Поэтому федеральному бюджету и приходится пичкать их дотациями, тратя деньги более ответственных субъектов. Так что улучшение собираемости налогов в проблемных регионах было бы полезно для всей страны.