Во многих регионах QR-коды о вакцинации или перенесённом коронавирусе стали новой реальностью. Без них не попасть ни в ресторан, ни на мероприятие. Но что делать тем, кто ждал гастролей любимого артиста, за полгода до концерта потратил несколько тысяч рублей на билет, а теперь из-за внезапно введённых правил не может попасть на дорогое и долгожданное событие? Либо если концерт попросту отменён или перенесён в светлое будущее из-за локдауна?
Массовые локдауны и режим самоизоляции вынудили власти принять отдельный документ, касающийся билетов на мероприятия, отменённых и перенесённых в связи с пандемией. Речь идёт о Постановлении правительства от 3 апреля 2020 г. № 442 с изменениями от августа 2020 года.
Введение режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации вынуждает организаторов либо переносить мероприятия и события, либо отменять их. Это два разных действия, влекущие за собой разные последствия. Согласно постановлению № 442, организатор обязан размещать на официальном сайте информацию не только об отмене, но и о дате переноса мероприятия, если она точно известна.
Правительством установлены сроки, которые нужно соблюдать при переносах: мероприятия должны быть проведены в срок не позднее 18 месяцев с даты снятия ограничений, а объявить новую дату перенесенного события организатор обязан в течение шести месяцев после отмены введённых режимов. Если в течение полугода после снятия локдауна дата переноса по-прежнему неизвестна, событие считается отмененным, и организатор обязан вернуть деньги за билеты.
При этом закон позволяет использовать имеющийся билет или обменять его на ваучер. Если билет электронный, то ваучер тоже будет в электронном виде. Ваучер — это документ, по которому можно посетить аналогичное мероприятие в будущем без доплаты. Всю информацию о возможностях и вариантах, предлагаемых зрителям, надо искать на официальном сайте организатора или мероприятия либо запрашивать у организатора напрямую.
Совсем другие последствия установлены в случае отмены события. Организатор может предложить зрителю после отмены ограничений посетить похожее или другое мероприятие. Например, если театр возвращается к своему обычному репертуару, то человек придёт на подобный или тот же спектакль после снятия ограничений.
Однако зритель может отказаться от такого предложения и потребовать вернуть всю стоимость билета, путёвки, абонемента и так далее. Вот только на то, чтобы обратиться за деньгами, время у потребителя ограничено. Сроки исчисляются с даты отмены режимов ограничений:
Возместить стоимость билетов при отмене события можно даже в том случае, если билеты приобретались с использованием льгот, акций по специальным программам, скидкам и так далее. Это касается и именных билетов.
Согласно Постановлению, они также отличаются в зависимости от того, отменили событие или перенесли.
При отмене мероприятия посетителю возвращаются деньги за билеты в течение 180 дней со дня обращения к организатору или уполномоченному лицу. Не имеет значения, приобретались ли билеты электронно через сайт или в кассе: срок установлен единый.
Если же мероприятие было изначально перенесено, а потом организатор не определил дату в течение шести месяцев, и оно признано отменённым, то деньги за билеты организатор обязан вернуть в день обращения. И здесь тоже не важно – произойдёт это обращение лично к организатору или через его официальный сайт в интернете.
Несмотря на то, что Постановлением Правительства № 442 прописаны все сроки и порядок возврата денег за билеты в случае отмены мероприятий, конкретным организаторам ничего не мешает установить более лояльные условия: например, сократить сроки возврата или сделать очень выгодные предложения своим зрителям и посетителям. Поэтому стоит уточнять на сайте мероприятия или непосредственно у организатора, какой порядок при отмене и переносе действует конкретно у них.
Несостоявшиеся зрители в периоды локдауна сталкивались с отказами возврата денег за билеты с указанием самых разнообразных причин. Например, можно было получить отказ со ссылкой на ст. 32 Закона «О защите прав потребителей», где речь идёт о том, что потребитель вправе отказаться от услуги, но при условии оплаты всех издержек исполнителю услуг.
Такой отказ неправомерен, поскольку ст. 32 Закона «О защите прав потребителей» устанавливает общие нормы, а Постановление правительства № 442 – специальные, то есть обязывает всех участников договора на проведение мероприятия или события действовать определённым образом при наличии особых обстоятельств – в данном случае, режима повышенной готовности и самоизоляции.
К сожалению, действующие на сегодняшний день нормативные акты не содержат порядка, как действовать зрителям, если спектакль, концерт или представление не отменяется, но для зрителей введены ограничения на посещение – всем известные QR-коды.
Поскольку инициатива с QR-кодами достаточно новая и четкого законодательного регулирования пока не получила, организаторы мероприятий самостоятельно устанавливают порядок действий в таких случаях. Некоторые регионы в СМИ изъявляли готовность возвращать полностью стоимость билетов, купленных в государственных учреждениях культуры, при введении ограничений на посещение без QR-кодов.
Как поступят частные организаторы, стоит уточнять непосредственно у них, зачастую в каждом учреждении культуры принят свой порядок взаимодействия со зрителями.