Банки и торговля много лет воюют между собой за комиссии с карточных платежей. Магазины жалуются, что комиссии слишком высокие и не дают им снижать цены для покупателей. Банки не соглашаются уменьшать комиссии, потому что не хотят терять доход, который нужен им, чтобы обеспечивать работу платёжной системы. Почему в этой борьбе лучше быть на стороне банков?
Онлайн-магазины предложили Центробанку ограничить размер комиссии, которые взимают банки за карточные платежи, как это было во время предыдущего локдауна. Но на этот раз они хотят, чтобы ограничения распространялись на предоплаченные заказы, сообщает «Коммерсантъ». То есть на те, что клиенты оплатили на сайте, а после забрали в пунктах выдачи заказов.
Ретейлеры, прося поблажку, ссылаются на то, что нерабочие дни приведут к всплеску онлайн-заказов и, если клиенты будут оплачивать товары в пунктах выдачи, то там появятся очереди. То есть, по их мнению, оплата картой в пункте выдачи занимает слишком много времени. Поэтому нужна льгота, чтобы клиенты платили заранее.
Очевидно, что от такого решения выиграют только магазины, поскольку процент отказа от оплаченных заказов гораздо ниже, чем когда товар выкупается после осмотра.
Ожидаемо банки выступили против, напомнив, что они делятся доходами от комиссий с клиентами — через бонусы и кешбэк. В случае любых ограничений банки грозят свернуть программы лояльности.
И это не пустые угрозы: банки перестали начислять бонусы за онлайн-покупки весной 2020 года, когда Банк России ограничил комиссии на такие операции. При этом цены на товары в интернет-магазинах не снизились.
Поэтому пусть лучше банки зарабатывают на карточных платежах, а магазины остаются недовольными. Потому что в этом случае выигрывают обычные люди, получая бонусы. Ждать же от магазинов снижения цен в ответ на ограничение комиссий не приходится.