Во всём мире бушует инфляция, но повысить ключевые ставки для борьбы с ней, как это делает Россия, могут не все. У многих стран госдолги бьют рекорды, а рост ставок делает обслуживание обязательств непосильной ношей — такая может и до дефолта довести. В целом ситуация очень опасна, и многие экономисты пророчат кризис похлеще Великой депрессии. На днях на эту тему высказался и глава Сбербанка.
Рано или поздно ключевые ставки всё равно придётся повышать. Об этом думают и к этому потихоньку готовятся даже в Америке, чей госдолг традиционно один из самых крупнейших. Ключевая ставка там пока на уровне 0-0,25%, однако Федеральная резервная система (аналог нашего Центробанка) уже замедляет поддержку экономики и снижает закупку государственных ценных бумаг, планируя повысить ставку в следующем году.
В Европе ключевая ставка тоже остаётся на нулевом уровне, но и это — до поры, до времени. Что же случится, когда ставки начнут повышать: не пойдут ли ко дну ведущие экономики, не в силах платить по собственным облигациям и прочим долгам? РИА Новости цитирует главу Сбербанка Германа Грефа:
Такие риски есть. Кто-то может пострадать, однако вопрос в том, насколько этот риск системный. Всё-таки пока мы говорим о том, что ставки начнут расти лишь в номинальном выражении. В реальном выражении, то есть с учётом инфляции, они по-прежнему отрицательные
Значит, Греф считает, что, хоть ставки и подрастут, они всё равно не превысят инфляцию, то есть останутся отрицательными относительно неё. Даже в России сейчас наблюдается именно такая картина: ключевая ставка — 7,5%, а инфляция — 8,1% (данные за октябрь). А раз ключевые ставки отрицательные, то и риски не справиться с госдолгом невелики. Если же они и есть, то едва ли они грозят всем странам разом, а для мирового кризиса нужна системность.
Впрочем, в необходимости системности уверены не все. С учётом того, что для обвала десятков котировок хватило всего лишь угрозы банкротства одного-единственного китайского застройщика, в устойчивости мировой экономики возникают большие сомнения. Ситуации с инфляцией, госдолгами и низкими ставками опасается даже российский Центробанк: в своём экономическом прогнозе он предусмотрел вариант развития кризиса к 2023 году.