В России для борьбы с инфляцией весь год повышают ключевую ставку. Инфляция при этом слабо поддаётся и бьёт рекорды, а бизнес негодует, хотя бы потому, что ему становится всё дороже брать кредиты. Страны Европы по отдельности не могут менять ключевую ставку, она едина для всего Евросоюза, поэтому в прошлом году в Германии провели эксперимент: временно снизили НДС. Каким образом это заменяет регулирование с помощью ключевой ставки, и оказался ли эксперимент удачным?
О временном снижении НДС с 19% до 16% в Германии объявили из-за пандемии: после ажиотажного спроса на товары первой необходимости в самом начале локдауна весной 2020 года люди стали меньше ходить в магазины, спрос упал, и его нужно было как-то стимулировать. Для этого можно изменить ключевую ставку, в данном случае, снизив её, и Россия привыкла регулировать экономику именно так. Но Германия так сделать не может, поскольку ставка едина на весь Евросоюз, к тому же, она и так минимальная. Поэтому с 1 июля по 31 декабря прошлого года там действовала пониженная ставка по НДС.
Власти страны рассчитывали, что благодаря снижению НДС цены в магазинах упадут, и люди потянутся за покупками. Само население, согласно опросам, не сильно верило в то, что всё подешевеет: казалось бы, зачем магазинам снижать цены, если товары покупают и по существующим, а выгоду от уменьшения налога можно забрать себе? Однако это случилось, и ожидания властей оправдались: расходы населения выросли. Объём роста зависел от товаров:
Так что эксперимент оказался успешным, и экономика получила почти в 5 раз больше денег, чем потерял бюджет из-за снижения НДС (34 миллиарда евро против 7 миллиардов).
«В России ставка НДС — 20%, и то никто ничего не снижает!» — наверняка некоторые читатели уже возмутились на этот счёт, но давайте разберёмся, подходит ли это нам.
В отличие от прошлогодней ситуации в Германии, в России сейчас дела обстоят совсем иначе. Спрос в экономике, наоборот, слишком большой, из-за него цены в магазинах бешено растут, и Центробанк повышает ключевую ставку. Как следствие, дорожают вклады и кредиты, и сберегать становится выгоднее, чем тратить. Спрос должен упасть, а вслед за ним инфляция должна умерить свой пыл. С одной стороны, глядя на её показатель по итогам октября — 8,1% — так сразу и не скажешь, что рост ключевой ставки как-то спасает ситуацию, с другой стороны, неизвестно, что было бы, если бы ставка сохранялась на уровне в 4%.
Как бы государство могло исправить ситуацию без использования ключевой ставки, меняя налоговую политику? Спрос нужно снижать, следовательно, НДС — если оперировать именно этим налогом аналогично Германии — придётся повысить. В магазинах всё подорожает снова, и народ, возможно, будет тратить меньше. Но, во-первых, цель получается не выполнена, ведь рост налогов только ещё больше подстегнул инфляцию, а, во-вторых, едва ли кто-то жаждит роста НДС.
Как сообщает «Коммерсантъ», эксперты, которые исследовали влияние немецкого эксперимента, именно к таким выводам и пришли: он был успешен из-за своей внезапности и кратковременности, к тому же, на его благо работали и другие меры, такие, как поддержка населения. При такой совокупности факторов регулировать экономику действительно можно налогами, а не ключевой ставкой. Но при других обстоятельствах, а, тем более, в обратную сторону эксперимент работать не будет.