Государство постоянно работает над тем, чтобы получать помощь было проще. Предзаполненные заявления на предоставление различных выплат, например, материнского капитала, ждут россиян в личном кабинете на Госуслугах, да и вообще портал скоро сам будет предлагать доступную конкретному человеку господдержку. Но на этом власти не останавливаются: в Госдуму внесён закон о том, чтобы искать нуждающихся и помогать им, даже если они не обращаются за льготами и выплатами.
В России существуют сотни видов помощи для разных жизненных ситуаций, но когда дома семеро по лавкам и бедные родители мечутся между тремя работами, о «плюшках», которые положены от государства, узнавать некогда. Поэтому люди могут не догадываться, что им полагается помощь, и не обращаться за ней. Чтобы поддержку получали не только самые просвещённые, настойчивые и порой наглые, власти внесли в Госдуму законопроект о том, чтобы государство само искало нуждающихся.
Чисто теоретически сейчас, в эпоху цифровых технологий и электронных реестров, у государства есть всё, чтобы самостоятельно «вычислять» тех, кому полагается помощь. Единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО) просто должна собрать данные из баз четырёх ведомств:
Сведения оттуда покажут полную картину о человеке: сколько он зарабатывает, сколько у него детей и есть ли супруг, какие у них есть вклады, квартиры и машины. То есть система сама оценит имущественную обеспеченность и среднедушевой доход на члена семьи, на основе которых и назначается помощь.
В пояснительной записке к законопроекту говорится:
Проект федерального закона <…> подготовлен в целях совершенствования законодательства об использовании сведений об имуществе, находящегося в собственности граждан, для предоставления мер социальной поддержки с учётом критериев нуждаемости. Законопроектом вводится новая задача ЕГИССО, направленная на обеспечение процесса выявления граждан, нуждающихся в получении мер социальной защиты
Если закон будет принят и система заработает, то обнаруженных нуждающихся начнут информировать о полагающихся им мерах поддержки. Поскольку попытки делать это с помощью телефонных звонков уже предпринимались, но оказались безуспешными — бдительные россияне приняли соцзащиту за мошенников и массовые обзвоны — сообщения, скорее всего, будут рассылаться на Госуслугах.