В первое время после открытия карты или счёта клиенты обычно держат ухо востро, опасаясь всякого беззакония вроде внезапных списаний за неведомые блага. Но если всё идёт хорошо, банк не берёт никаких лишних комиссий и даже исправно начисляет кешбэки, то с течением времени бдительность притупляется. Однако никто не застрахован от того, что в один прекрасный день хвалёное кредитное учреждение нежданно, негаданно спишет комиссию. Почему так происходит, и что делать в таких случаях?
Бывает, что комиссии начинают списывать, например, за переводы, которые раньше всегда были бесплатными. В этом случае клиент хотя бы понимает, какое действие повлекло комиссию, и, разобравшись, осознаёт, что невнимательно отнёсся к лимитам и нарушил их, за что и поплатился.
Жалобы в Роспотребнадзор и Центробанк в этом случае бесполезны: ведомства отвечают, что, мол, сам виноват, не изучил условия, а банк ни о чём предупреждать не должен. И неважно, что при визите в банк по данной проблеме даже его сотрудники не смогли понять, откуда взялась комиссия, утонув в 15-страничных условиях и не найдя в них подходящей ситуации.
Но иногда уведомление о списании комиссии приходит и вовсе как гром среди ясного неба. Вот такой отзыв об Альфа-банке оставил на просторах интернета анонимный пользователь:
И таких сообщений много, они касаются не только Альфа-банка, но и других крупнейших кредитных учреждений. В случае с Альфа-банком оказалось, что банк имеет полное право самостоятельно в любой момент подключать клиенту различные платные услуги, если он пользовался ими ранее: это прописано в договоре на обслуживание карты. Собственно, именно это банк и объяснил клиенту в своём ответе:
Несмотря на полную «законность» своих действий, в случае с данным клиентом банк согласился вернуть ему удержанную комиссию.
Что делать в аналогичных ситуациях? Во-первых, нужно следить за своими счетами, — особенно это актуально для тех, у кого не подключено СМС-информирование. Проверяя состояние счёта хотя бы раз в неделю, вы быстрее заметите внезапные непредвиденные списания, не дожидаясь, пока они многократно повторятся и опустошат счёт. Если списание обнаружено, можно обратиться в чат приложения или позвонить на горячую линию. Правда, даже если в проблеме удастся разобраться, не исключено, что придётся ещё потратить время на визит в банк. Там можно написать заявление по возврату излишне удержанной комиссии.
Если общение с банком оказалось непродуктивным, то можно пожаловаться в Роспотребнадзор, Центробанк или Федеральную антимонопольную службу. Все эти ведомства принимают обращения через интернет, но желательно приложить как можно больше документов — от договора банковского обслуживания до скриншотов проблемы. На ответ уходит до месяца, и, даже если будет признано, что ваши права нарушены, дело может закончиться лишь штрафом кредитному учреждению, который пополнит бюджет. Правда, не ваш, а государственный.