«А козёл себе всё скакал козлом, но пошаливать он стал втихимолочку: как-то бороду завязал узлом — из кустов назвал волка сволочью», — многие тексты Владимира Высоцкого со временем становятся только актуальнее. Сегодня в интернете происходит именно то, что бард описал в песне про козла отпущения: все пошаливают втихомолочку, и не видно, кто там, в «кустах», обзывается. И если оскорбления можно просто игнорировать, то когда покупаешь что-то с рук или вступаешь в другие договорные отношения, личность онлайн-собеседника становится крайне важной. Проблема начнёт решаться уже в этом году.
Совсем скоро интернет станет «прозрачнее», а личности его пользователей — понятнее. Многие сервисы и приложения планируют в ближайшее время ввести авторизацию через Госуслуги. Такие технологии давненько используют банки, микрофинансовые организации и финансовые маркетплейсы, чтобы люди могли дистанционно открывать банковские продукты, как будто они предъявили паспорт. Теперь к системе хотят подключиться и обычные, житейские сервисы.
Первопроходцем в этом деле станет Яндекс. Его сервисы планируют запустить авторизацию через Госуслуги уже в этом году. Об этом заявил глава Минцифры Максут Шадаев (его цитирует ТАСС):
Ряд пилотов уже идёт. Вот с Яндексом мы должны в ближайшее время запустить авторизацию через ЕСИА [Единую систему идентификации и аутентификации, которую используют Госуслуги]
Один из сервисов Яндекса, Авто.ру, уже запустил авторизацию через ЕСИА. Это событие откомментировал Павел Алёшин, генеральный директор компании Яндекс.Вертикали (включает сервис Авто.ру):
Возможность верификации пользователей с помощью Госуслуг — новый этап развития сервисов объявлений. Мы рассчитываем, что интеграция с ЕСИА поможет сократить количество мошеннических операций, а также приведет к тому, что сделки станут удобнее и для продавца, и для покупателя
Авторизовываться через Госуслуги или нет — дело добровольное, но в объявлениях тех, кто это сделал, появляется об этом отметка. Она по задумке авторов идеи должна вызывать больше доверия к личности продавца.
Помимо Яндекса к системе уже присоединились портал поиска работы HeadHunter и агентство недвижимости ЦИАН. О планах сделать это в ближайшее время говорят ещё 9 компаний и приложений, например, сайт бесплатных объявлений Avito, агентство недвижимости «Этажи», Петербургская сбытовая компания и другие. В деле поиска машины, квартиры, бытовых товаров и работы важно понимать, с кем имеешь дело, так что авторизация через Госуслуги могла бы показать и личность человека, и его честные намерения.
Однако эксперты отмечают, что, во-первых, системой быстро начнёт пользоваться налоговая, чтобы следить за покупками россиян, а, во-вторых, риски утечек данных возрастают. Это как открывать все двери одним ключом: ключ перестаёт быть надёжным.