Записывать имущество на детей — обычная практика, умело используемая не только в политических целях. В частности, должники так скрывают своё реальное финансовое положение в преддверии банкротства. Но Верховный суд решил пресечь подобные уловки.
Один из самых популярных способов сокрытия активов от кредиторов оказался под угрозой. ВС посчитал, что нужно разрешить финансовым управляющим запрашивать данные об имуществе детей банкротов, чтобы исключить уловки по сокрытию активов. Об этом говорится в определении № 307-ЭС19-23103 (2), вынесенного по делу о банкротстве Сергея Рассветова.
Сергей Гуляев, финансовый управляющий Рассветова, подал иск в суд, чтобы получить данные об имуществе супруги и двух сыновей банкрота. Проверить активы жены разрешили, а детей — нет. Решение мотивировали следующим:
Гуляев пытался объяснить, что, если активы были куплены за наличные или через счёт в иностранном банке и сразу записаны на детей, то данные о банкроте и его супруге ничего не дадут. Но кассационная инстанция отказала управляющему. Поэтому он обратился с жалобой в Верховный суд.
Верховный суд, рассматривая дело по жалобе финансового управляющего, заметил, что у детей обычно отсутствуют источники доходов и они финансово зависимы от родителей, в том числе во время обучения в вузах. Поэтому дети чаще всего являются мнимыми собственниками имущества.
Поэтому все предыдущие решения отменены, дело направлено на новое рассмотрение.
Опрошенные «Коммерсантом» юристы считают, что решение Верховного суда поможет управляющим выявлять скрытые активы. Ведь нет ничего проще, чем понабрать кредиты и накупить на них имущества для детей, а после обанкротиться и списать долги.
Кроме того, юристы полагают, что выводы ВС относительно мнимого и действительного собственника имущества могут быть использованы в судебных спорах других категорий. То есть нынешнее решение Высшей судебной инстанции станет основой практики по борьбе с оформлением имущества на подставных лиц.