Недавно сайт бесплатных объявлений «Авито» ввёл простой способ защиты от мошенников: вместо настоящих номеров телефонов продавцов указывается несуществующий, а когда покупатель делает вызов, он переадресовывается. Поэтому злоумышленники больше не могут «разводить» своих жертв в мессенждерах. Банкам победить телефонные мошенничества не так просто: над тем, как это сделать, ломает головы множество умов, но результата пока нет. Центробанк высказал несколько новых идей на эту тему, но они могут сделать обслуживание для всех менее быстрым и удобным.
По статистике, клиенты, которые попались на уловки телефонных мошенников, теряют в среднем чуть меньше 14 тысяч рублей. Банки возвращают деньги только в редких случаях — люди получают 7,7% украденных сумм. Всё дело в том, что финансовые учреждения по закону не обязаны расплачиваться за доверчивость клиентов: «повелись» на преступников — сами виноваты. Банки возвращают деньги только тогда, когда человек не виноват и не участвовал в операции.
Центробанк предложил несколько идей, как помочь жертвам злоумышленников, и разработал изменения в федеральный закон 161-ФЗ «О национальной платежной системе». Об этом сообщает агентство РБК.
Центробанк предлагает несколько поправок. Во-первых, он хочет установить некое минимальное возмещение от банка всем пострадавшим от мошенников. Размер пока не называется, его ещё только будут рассчитывать. Чтобы получить деньги, пострадавший должен сообщить о мошенничестве не позднее суток с момента операции — предполагается, что за это время даже самые доверчивые граждане успевают осознать свою ошибку. После ввода нового правила в 80-90% случаев обмана люди получат хоть какие-то компенсации.
Во-вторых, банки обяжут проверять все операции на признаки мошенничества. У кредитных учреждений после жалоб на мошенничества формируется база счетов, на которые выводятся деньги, и они должны проверять, чтобы на те же счета не шли всё новые и новые поступления.
В-третьих, Центробанк предлагает увеличить срок переводов. Если кредитное учреждение видит признаки мошенничества в операции, оно может совершить её с отсрочкой в один-два рабочих дня. За это время, опять же, клиент должен одуматься и отменить перевод.
Наконец, банки получат право блокировать все расходные операции по счетам, с которых пытались совершить сомнительные переводы, сразу на 5 рабочих дней. Чтобы человеку было не повадно пересылать деньги, кому попало.
Эксперты боятся, что новые правила ударят по всем клиентам банков, в том числе по тем, кто совершает операции без участия мошенников. Решил сделать необычный перевод, какой раньше не совершал, — жди 2 дня поступления денег. К тому же, люди смогут притворяться, что пострадали от мошенников, а на самом деле выводить деньги на собственные счета и требовать возмещения ущерба. Об этом говорит директор департамента информационной безопасности Росбанка Михаил Иванов:
В случае принятия данного изменения потенциально возможны случаи злоупотребления со стороны недобросовестных клиентов, которые будут оспаривать ранее совершенные операции и требовать возмещения
Специалисты считают, что нужно больше мер направить на идентификацию мошенников, а не на то, чтобы вставлять людям палки в колёса при переводах.
Сейчас инициатива разослана по банкам, по ней принимают мнения и предложения.