Магазины продают товары дороже, чем указано на ценниках, «подсовывают» просроченные продукты поближе к покупателям, не обменивают подарочные сертификаты на деньги, а если понадобилось вернуть товар, то часто начинается такая чехарда, что клиент сам не рад. Права потребителей нарушаются сплошь и рядом, но люди редко жалуются в Роспотребнадзор, а тем более идут в суд. Но иногда попадаются очень принципиальные люди: покупатель интернет-магазина Wildberries подал иск из-за комиссии в 10 рублей. И остался в выигрыше.
Летом и осенью магазин Wildberries брал комиссию за оплату товаров картами Visa и Mastercard. Вокруг этого был целый скандал, и некоторые покупатели обратились в суд. Пример — дело, рассмотренное в Московской области. Клиент не стал выбирать вариант оплаты по QR-коду, который помог бы сэкономить 10 рублей. Он расплатился на Wildberries без «скидки», получил, вероятно, кешбэк от банка, и пошёл в суд с иском на магазин. Суд признал требования покупателя законными и обязал магазин:
Стоила ли игра свеч и сколько победитель потратил на судебный процесс, спросите вы? Есть шанс, что процедура была бесплатной, поскольку при подаче исков о нарушении прав потребителя госпошлина не взимается, а юриста в качестве своего представителя истец не нанимал. Так что, если здание суда находится возле дома строптивого покупателя и он не ездил туда на такси, вполне возможно, что он не только добился справедливости, но и остался в плюсе.
Летом Wildberries ввёл новые правила оплаты: тем, кто использует карту «Мир» или QR-код, площадка делала «скидку» в 2%. Однако все моментально смекнули, что никакой скидки нет, а есть дискриминация систем Visa и Mastercard: по ним больше комиссии для магазина, и эти расходы он решил открыто возмещать за счёт клиентов. Роспотребнадзор дал пояснение, что это незаконно, обиженные платёжные системы взбунтовались, однако всё вернулось на круги своя только в конце осени. Wildberries больше не делает «скидок» — очевидно, клиенты с картой «Мир» теперь снова переплачивают, и всё честно и законно, а Visa даже решила снизить комиссии для некоторых юрлиц, в том числе для крупных интернет-площадок.
Пока «скидки» работали, одни клиенты просто пользовались ими, делая оплату по QR-коду. Особенно те, у кого кешбэк за безналичную оплату меньше, чем 2% — а это большинство, ведь кешбэк зачастую составляет 1% или 1,5%. Другие и вовсе не заметили великой разницы и платили, как им удобно. А третьи, особо принципиальные, искали правду и справедливость: кто — в Роспотребнадзоре, а кто и в суде.
В данном деле непонятно, что руководило истцом. Хотел ли он восстановить справедливость? Или он просто профессиональный сутяга? Однако каждый потребитель должен сделать вывод: мы не бесправные, и не стоит бояться судов. Если магазин нарушает законы, надо идти в суд.