Когда банки скупают всё подряд от продуктовых доставок до такси и кино, это называется «экосистема». А когда непрофильные бизнесы обзаводятся банками, им говорят не лезть не в своё дело. Владелица интернет-магазина Wildberries купила небольшой банк, чтобы улучшить процессы в своём бизнесе, однако гигантам финансового рынка это не понравилось. Почему они негодуют?
Магазин Wildberries не сходит с новостных площадок. То вставляет палки в колёса владельцам карт Visa и Mastercard, то судится с покупателями за такую дискриминацию, то вводит платный возврат товаров… А ведь у него в плане финансов всё должно быть просто замечательно: ещё зимой основательница магазина Татьяна Бакальчук купила банк «Стандарт-Кредит», чтобы и сервисы улучшить, и деньги на комиссиях сэкономить. И как только пару лет назад Wildberries работал и без собственного «карманного» банка, и без предоплаты? Непонятно.
Однако дело сделано, «Стандарт-Кредит» стал Вайлдберриз Банком, магазин вкладывает сэкономленные деньги в развитие. Акулы финансового рынка тем временем чуть ли не крутят пальцем у виска: зачем, мол, магазину банк? Например, глава ВТБ Андрей Костин рассудил так:
Когда ты делаешь одновременно 20 дел, трудно рассчитывать на то, что у тебя всё получится хорошо. Зря Татьяна купила банк — это вещь трудная, опасная
Пётр Авен, председатель совета директоров Альфа-банка, философствует в аналогичном ключе:
Надо заниматься тем, что хорошо знаешь, что хорошо умеешь. Мне не кажется, что онлайн-торговцы смогут быстро построить хорошие банки, покупая их, это очень трудно
В целом Авен понимает мотивы Бакальчук. Он считает, что в основе покупки банка — недоверие к кредитным учреждениям. Конечно, тем, кто не хочет работать в партнёрстве, удобнее иметь всё своё.
Впрочем, некоторые банкиры считают, что Вайлдберриз Банк вовсе не обязательно обречён на провал. Всё будет зависеть от его команды, которая вполне может быть набрана из профессиональных финансистов, отлично выполняющих свою работу.
К тому же, Бакальчук не открыла Америку. «Х5 Group», крупнейший ретейлер страны, владеющий магазинами «Пятёрочка», «Перекрёсток», «Карусель» и «Чижик», тоже потихоньку запускает собственный «Х5 банк», мотивируя это аналогичными аргументами. Возможно, такие «карманные» банки магазинов и не станут гигантами рынка, но помогут своим владельцам вывести на новый уровень свой основной бизнес.