По нынешнему законодательству на перерыв в платежах, то есть каникулы, могут рассчитывать только ипотечные заёмщики. Однако пандемия вызвала проблемы и у людей, и у бизнеса, поэтому теперь каникулы хотят предоставлять ещё по другим банковским продуктам. В некоторых случаях долги подумывают и вовсе прощать.
Экспертный совет по защите прав потребителей финуслуг при Центробанке разработал поправки к закону «О потребительском кредите (займе)». Они предполагают ряд новых правил.
Во-первых, в закон ввели понятие кредитных каникул для тех, у кого оформлен потребительский кредит на срок не менее 2 лет. Такую практику внедряли в начале локдауна в 2020 году, но она была временной мерой. Теперь всем заёмщикам, попавшим в тяжёлую жизненную ситуацию, могут позволить взять каникулы на срок до 3 месяцев: в это время платежи вносить не придётся. Претенденты на каникулы не должны находиться в процедуре банкротства, откажут и тем, кто ранее уже пользовался каникулами.
Что считать тяжёлой жизненной ситуацией? Она должна быть связана с потерей дохода или внезапным временным ростом расходов. Согласно проекту, в качестве тяжёлой жизненной ситуации подойдёт, например, болезнь не менее одного месяца либо природная или техногенная чрезвычайная ситуация. Тем, кто пострадал от наводнений и других катаклизмов, авторы поправок и вовсе подумывают простить долги, однако у экспертов есть большие сомнения, что в итоговой редакции закона это останется. Такая мера будет опасной и убыточной для банков, да и заёмщики, что называется, «разболтаются», растеряв дисциплину.
Другое важное изменение тоже касается каникул, а именно способа их получения. Сейчас выйти на каникулы без визита в офис банка нельзя, однако авторы проекта хотят сделать процесс дистанционным. Можно действовать через приложения либо подавать заявку на Госуслугах: так она точно не потеряется.
«Известия» цитируют Евгению Лазареву, руководителя проекта Народного фронта «За права заёмщиков»:
Оформление и проведение этих процедур через «Госуслуги» даст гарантию от перегибов, злоупотреблений, бюрократических проволочек и снизит риск взаимных претензий между заемщиками и кредиторами
Сейчас поправки рассматривает экспертное сообщество. Их цель — достичь баланса, чтобы и потребителей защитить, и банки «без штанов» не оставить. Но в принципе каникулы банкам тоже в некоторой степени выгодны, ведь лучше человек заплатит позже, чем просто перестанет платить. Об этом говорит Евгения Лазарева:
Льготный период лучше, чем ситуация, когда человек не может исполнять свои обязательства по договору. Волна банкротств никак не в интересах самих кредиторов и не в интересах государства. Кредиторы и сами это понимают