Пришло время поговорить о ценах и инфляции, потому что в комментариях к статьям об удорожании продуктов нам пишут: «Почему нельзя просто взять и не повышать цены?» Отвечаем всем, кто задавался подобным вопросом: «Нельзя, потому что нам же хуже будет».
Для начала вспомним понятие. Устойчивый рост цен на товары и услуги — инфляция. Обычно она регулируется балансом спроса и предложения. Если экономика здоровая и не испытывает потрясений, то вмешательства со стороны государства не требуется. Но здоровая экономика такая же фантастика как и розовый единорог, поэтому власти не только пристально следят за ростом цен, но и порой вмешиваются в естественный рыночный процесс.
Вспомните, как в прошлом году правительство заморозило цены на сахар и растительное масло, посчитав, что дальнейшее удорожание этих продуктов навредит людям. Ещё вспомним бензин. Цены на него тоже регулируются государством с помощью демпферного механизма. Не будь его — мы бы видели резкие скачки цен после каждого роста котировок нефти.
Спрашивая об остановке роста цен, люди, вероятно, имеют в виду как раз вмешательство государства. Например, можно специальным законом, указом или постановлением установить фиксированные цены на сахар, масло, хлеб, мясо, рыбу, молочную продукцию, крупы, макароны и прочие значимые товары. Ещё можно крупным сетям и поставщикам запретить менять ценники. Представьте только. Вы раз в неделю покупаете гречку, и она не меняется в цене. Никогда.
Но так не будет. А если вдруг будет, то гречка исчезнет с прилавков, а та, что останется, будет наполовину разбавлена мусором.
Причина проста — баланс спроса и предложения будет нарушен. Потребители, рассуждая о искусственном сдерживании цен, забывают о других заинтересованных лицах — производителях.
Представим фабрику по изготовлению конфет. Правительство издало указ, что килограмм шоколадных батончиков не должен стоит дороже 500 рублей. Но как фабрика будет поддерживать такие цены, если ей надо закупать сахар, масло, орехи, какао и прочие ингридиенты? Часть из них Россия не производит — приходится покупать за границей. Причём не за рубли, а за доллары. Поскольку курс нестабилен, стоимость заграничных продуктов меняется. Расходы на аренду, электроэнергию, зарплаты, логистику тоже постоянно меняются.
Что делать фабрике, чтобы не нарушить закон? Есть варианты:
Последствия будут неприятными — либо качество продукции ухудшится, либо наступит дефицит. Что ещё хуже — зарплаты упадут и наступит безработица после череды банкротств.
Стабильная низкая инфляция — оптимальный вариант для развития экономики, потому что так бизнес и люди могут строить долгосрочные планы.
Центробанком установлен целевой уровень инфляции — 4%. Это идеал, к которому надо стремиться. Когда в прошлом году инфляция была ниже 4% ЦБ усиленно её пытался поднять с помощью понижения ключевой ставки.
На инвестиционном форуме ВТБ «Россия вперёд!» был задан вопрос — не пора ли снижать цель по инфляции до 3%.
Максим Решетников, министр экономического развития, отвечая на вопрос, отметил, что если сейчас понижать таргет (цель инфляции), то придётся ужесточать денежно-кредитную политку, то есть повышать ключевую ставку и дальше. Это приведёт в экономическому спаду. Учитывая давление внешних рынков, достичь цели в 3% сейчас будет сложно.
Олег Дерипаска, основатель компании Русал, заметил, что для него важнее экономический рост. Он считает, что люди переживут инфляцию и в 5%, если темпы роста экономики будут на уровне 7%, потому что будет создано больше возможностей. Проблема же в том, что в России есть диспропорции — инфляция в Москве и на Камчатке ощущается по-разному. В социальных группах тоже. Чем меньше у человека денег, тем острее он чувствует повышение цен. По мнению Олега Дерипаски, надо наращивать темпы роста экономики и убирать диспропорции. Тогда мы перестанем плакать после каждого витка повышения цен.
Проще говоря, не так страшна инфляция, как мы думаем. Стабильный постоянный рост цен — развитие экономики. Если экономика развивается, то и люди чувствуют себя комфортно — их доход растёт быстрее, чем дорожает товар, а низкие ставки на ипотеку, автокредиты и потребительские кредиты откроют возможность повысить качество жизни.
Справедливости ради надо сказать, что государство делает попытки снизить цены.
В начале декабря президент поручил правительству и руководителям регионов увеличить объёмы производства и повысить лоступность основных продовольственных товаров. В теории это должно снизить цены.
Газета «Известия» пишет, что регионы планируют тормозить инфляцию за счёт частичной компенсации стоимости кормов, увеличения посевных площадей, ограничения торговых надбавок на социально значимые товары и проведение ярморок сельхозпродукции.