«Доколе терпеть этот бешеный рост цен? Почему государство не может просто взять и запретить их повышать?» – возмущаются хозяйки на кухнях. Эксперты Центробанка услышали народное возмущение и ответили на этот животрепещущий вопрос.
И правительство, и президент частенько говорят о том, что с ростом цен нужно бороться. Он ухудшает качество жизни людей и особенно больно бьёт по бедным, поскольку продукты питания, которые покупают все, дорожают куда стремительнее, чем официальная инфляция. Однако у простых граждан может сложиться впечатление, что все эти рассуждения остаются пустой болтологией, ведь на деле государство напрямую не вмешивается в ценообразование.
Единственный яркий пример, когда оно это сделало за последнее время, — это регулирование цен на подсолнечное масло и сахар. Власти «заморозили» их на целый год, однако 1 октября этого года срок ценовых ограничений истёк, и масло «сорвалось с тормозов».
Однако кроме жёсткой «заморозки» цен есть и другие инструменты. Государство постоянно влияет на стоимость товаров через пошлины, НДС, помощь бизнесу, субсидии и так далее.
В ситуации с маслом власти сразу поясняли, что эта мера беспрецедентная и крайняя, она не станет постоянной практикой. Эксперты Центробанка выпустили целую аналитическую записку под названием «Регулирование цен: когда нужно остановиться?», где подробно расписали, к чему приводит госрегулирование в виде «заморозки» цен.
Центробанк согласился, что в краткосрочной перспективе такое вмешательство государства может усмирить цены и тем самым помочь людям. Однако это мина замедленного действия, которая плохо сказывается в будущем:
В средне- и долгосрочной перспективе прямое вмешательство государства в процесс ценообразования создает дисбалансы и может повлечь за собой существенные негативные последствия. Эти последствия проявляются главным образом в сокращении инвестиций в производство и выпуск товаров, цены на которые регулируются, то есть в торможении роста регулируемых секторов экономики. Одновременно усиливаются риски возникновения дефицита и роста объёмов теневой торговли, и увеличиваются издержки государства по борьбе с ней
К тому же, на рынке возникают дисбалансы: на одни товары цена искусственно занижена, а другие тем временем начинают сильнее дорожать. И в какой-то степени инфляция таким образом даже подстёгивается.
Мы не можем управлять ветром, но мы можем управлять парусами. Если регулировать цены нежелательно, то помогать людям напрямую никто не запрещает. Центробанк пишет:
Адресная материальная помощь наименее обеспеченным слоям населения выступает более предпочтительной и эффективной альтернативой регулированию потребительских цен
Идея помогать малоимущим адресно в условиях роста цен не нова, многие политики уже высказывались о том, что это лучше, чем сдерживать цены. Правда, раздача денег населению тоже стимулирует инфляцию, но всё-таки она менее опасна для производства и экономики в целом.
Таким образом, регулировать цены можно было только в плановой экономике Советского Союза, где инвесторов не было, а дефицит никого не пугал. Теперь, в условиях «изнеженной» рыночной экономики, государство не может «обижать» цены: они развиваются своим путём, и любое вмешательство чревато последствиями.