Страхи россиян ВЦИОМ замеряет с периодичностью в полгода-год. На эту же тему опросы проводит Левада-центр и другие организации, исследующие общественное мнение. Но во всех опросах есть маленькая оплошность. Населению предлагают выбрать из некоего списка страхов. То есть заранее решают за них, чего им нужно бояться. Чем на самом деле обеспокоены люди и как это влияет на работу экономики?
Если посмотреть на замеры страхов ВЦИОМ, то в последние два года там царствует коронавирус. Нет сомнений, что это — главная напасть человечества в настоящее время.
От него ветвятся многие другие страхи. Здесь и потеря работы или дохода, и бедность, и инфляция.
Но, учитывая то, как люди соблюдают карантинные ограничения и вакцинируются, можно предположить, что большая часть россиян не боится коронавируса. Они воспринимают инфекцию как некую выдумку правительства, призванную решить какие-то проблемы.
У Левада-центра список страхов обширнее, более приближенный к реальности. Здесь, помимо потери работы, бедности и инфляции, есть и потеря сбережений.
Если судить по последним трём годам, то всё больше и больше россиян боятся потерять накопления:
С чем связан рост страха, непонятно. Изменений в работе Агентства по страхованию вкладов (АСВ) не было. АСВ стабильно возвращает деньги вкладчикам банков, лишившихся лицензий. Даже ведутся разговоры об увеличении страховой суммы, которая сейчас составляет 1,4 млн рублей, а в отдельных случаях — 10 млн рублей.
Возможно, рост страха потерять деньги связан с активностью людей на фондовом рынке, где сбережения не застрахованы. Всё больше и больше граждан, недовольные ставками по банковским вкладам, инвестируют деньги в акции и облигации.
Удивительно, но в списке страхов почему-то отсутствует девальвация рубля, хотя многие должны бояться доллара по 100-200 рублей. Курс национальной валюты постоянно меняется, да и горе-эксперты, прогнозирующие обвал рубля, не унимаются.
Но, как оказалось, это заблуждение. Падение валютного курса беспокоит всего 5% россиян, согласно опросу сервиса по поиску работы SuperJob. Вероятно, все остальные верят в то, что Банк России и правительство не позволят такому случиться.
Согласитесь, это далеко не все страхи, испытываемые населением. Сюда можно добавить запрет на хождение доллара, массовую невыплату зарплаты, потерю бизнеса, дефицит импортных товаров, постоянное ожидание кризиса.
Отсутствие некоторых пунктов в опросах организаций свидетельствуют о невозможности подобного явления. Например, в здравом уме сложно себе представить запрет на хождение иностранной валюты. Всё-таки не в СССР живём.
Что касается потери бизнеса, то волков боятся — в лес не ходить. Данный страх присущ любому бизнесмену. Другое дело — страх потерять бизнес из-за произвола властей. Согласно опросам Левада-центра, людей, которые боятся этого, стало больше:
Наконец, ожидания кризиса. В ответ на данный страх можно ответить разве что «мы и так живём в постоянном кризисе». Времени на страх, что он наступит, уже не остаётся.
Перечисленные выше страхи людей присутствуют в той или иной мере и вставляют в колёса экономики палки. Так, например, страх потерять сбережения удерживает граждан от инвестиций в акции и облигации. Поэтому большая часть накоплений лежит на банковских вкладах и банки решают, куда вложить деньги. Не люди.
Страх потерять бизнес, в том числе, из-за беззакония, лишает страну малого и среднего бизнеса. Того, что является важнейшим винтиком в экономическом механизме. Но нужно быть честными и понимать, что это далеко не единственная причина отсутствия малого бизнеса в России, не единственная и не самая главная.
Самым опасным страхом из данного списка, пожалуй, является дефицит товаров и ожидания роста цен. Проблема в том, что в таких условиях люди стараются покупать товары заранее, пока те не подорожали. Тем самым раскручивается инфляционная спираль. Спрос растёт, предложение не меняется, цены взлетают и так по кругу. Поэтому даже повышение ключевой ставки Банка России не всегда срабатывает.