Государство считает, что, если человек заводит детей, то он обязан их содержать. Об этом даже написано в Семейном кодексе. Это касается в том числе тех, у кого нет работы, кто сидит в тюрьме и испытывает прочие жизненные трудности: ребёнок хочет жить, несмотря ни на какие обстоятельства, а это нынче дорого. Поэтому освободить от уплаты алиментов может только кома. Так почему же тогда тысячи мам не могут добиться ни копейки с нерадивых отцов, даже когда дело дошло до судебных приставов? То же самое происходит и с другими видами задолженности, по которым открыто исполнительное производство. Разбираемся, как заставить работать судебных приставов.
Если вы твёрдо решили во что бы то ни стало «стрясти» долги с неплательщика, то нужно сразу понимать, к чему это может привести для него. Если многолетние увещевания и задушевные беседы не помогают, то придётся прибегать к санкциям, которые предусмотрены законом.
Для начала это административная ответственность. Это:
Если ничего из этого не действует на неплательщика, то можно применить уголовную ответственность: должника будут судить и отправят в места лишения свободы.
Прежде, чем действовать, нужно ответить себе: готовы ли вы потребовать такой ответственности для должника? Проблема многих одиноких родителей в том, что они начинают жалеть бывшего супруга. Поэтому надо выбрать, кого жалеть — его или ребёнка. Если вы выбираете второе, то запускайте исполнительное производство и взаимодействуйте с приставами.
Чаша терпения у всех своя. Одни матери-одиночки ждут алиментов на ребёнка от бывшего мужа годами, жалуясь только подругам, другие через несколько месяцев бегут к судебным приставам. Но даже если приставы завели дело, это вовсе не гарантирует успех: большинство дел пылится на полках, и по ним нет никаких движений. Почему так происходит? Разбираться в вопросе помогает Дмитрий Мухачёв, управляющий партнёр проекта «Мамино право», эксперт в области семейного права.
Если у каждого пристава по нескольку тысяч дел, то задача сводится к тому, чтобы именно ваше дело доставляло ему максимум неприятностей, из-за которых по нему придётся работать. Как это сделать? Можно регулярно докучать приставу звонками и письмами. В этом случае есть даже шанс получать какие-то ответы на свои вопросы, но, во-первых, далеко не факт, что ответы будут правдой — всё нужно проверять. Например, если пристав говорит, что исполнительный лист направлен на работу и буквально на днях алименты станут вычитаться прямо из зарплаты, — лучше проверить. Не факт, что так есть на самом деле. Во-вторых, ничто не мешает приставу «кормить завтраками» любого человека, продолжая хранить его дело в самом глубоком ящике стола.
Но для начала всё-таки можно написать официальный запрос в Федеральную службу судебных приставов (ФССП). Для этого понадобится номер дела — его можно посмотреть на сайте ведомства, используя поиск по фамилии неплательщика. В запросе следует указать, что по такому-то исполнительному производству до настоящего времени алиментщик не исполняет свои обязательства, и попросить принять все необходимые меры, а именно привлечь должника к ответственности — той самой, о которой мы рассказали выше.
Если безжалостный родитель всё-таки обратился с таким запросом в ФССП, то и это вовсе не гарантирует успех. Чтобы привлечь должника к административной ответственности, нужно найти его и общаться с ним лично. Но приставы и тут могут пенять на проблемы в поиске и невозможность это сделать. Тогда в переписке с ними необходимо указывать способы решения проблем, ссылаясь на конкретные законы и нормативные акты. Дмитрий Мухачёв приводит пример одного свежего дела, по которому решалась такая проблема.
Таким образом, переписываться с приставами так, чтобы это было продуктивно, крайне непросто. Нужно не только быть бесконечно упрямым и настойчивым, но и знать законы, иначе велик риск, что от ваших обращений так и будут постоянно отмахиваться, как от назойливой мухи.
Поэтому приходится доставлять приставам проблемы извне. Дмитрий Мухачёв делится опытом:
Чтобы дело сдвинулось с мёртвой точки — либо началась выплата алиментов хотя бы какая-то, либо человека привлекли к ответственности, либо суд произошёл, — надо четыре или пять раз написать во все инстанции и один раз подать в суд на приставов. Тогда они начинают работать
Писать можно, во-первых, в правительство. На его сайте есть электронная приёмная, куда может обратиться любой. В случае с бездействием приставов можно попросить правительство, чтобы оно дало задание в ФССП разыскать неплательщика. Задача спустится по цепочке ведомств и дойдёт до пристава, который на одной из самых пыльных полок хранит ваше дело. Будет проведена проверка, работает ли пристав, и бюрократическая машина запустится.
Вторая инстанция — президент. Его приёмная работает так же, как и приёмная правительства. Сам Владимир Путин не решает проблемы, но ответственные за письма сотрудники обязаны направить обращение в нужную инстанцию, а она в свою очередь доберётся до пристава.
Ещё одна инстанция — прокуратура. Она является надзорным органом за приставами. Но написать только в одно подразделение ведомства недостаточно: нужно обратиться во все, начиная с местного и заканчивая федеральным по всей цепочке. Это делается потому, что нижестоящим подразделениям приходится отчитываться перед вышестоящими по полученному запросу, и тогда приходится предпринимать какие-то действия, не ограничиваясь отписками.
Наконец, суд. Туда можно подать иск о бездействии ФССП, это наказуемо. Суд тоже сподвигнет приставов заниматься вашим делом.
Итак, если исполнительное производство на должника заведено, но деньги от него не приходят, то порядок действий следующий.
Если ФССП начинает работать, то у должника возникнут проблемы начиная с мелочей вроде невыезда за границу и заканчивая административными штрафами. Крайняя мера пресечения и, вероятно, самая страшная для должника, — тюрьма. Большинству людей эти беды не нужны, поэтому, столкнувшись с ними, они поспешат начать гасить долги перед своими детьми.