Испокон веков люди стремятся заглянуть в будущее. Одним помогает магический шар, другим — карты, третьим — грязные кружки после кофе. Экономисты обходятся без этих сомнительных атрибутов. Они строят прогнозы, опираясь на текущую ситуацию. Всемирный банк оценил положение дел в России и рассказал о рисках, которые могут навредить экономике страны в ближайшее время.
Экономический прогноз и возможные риски озвучил главный экономист Всемирного банка по России Дэвид Найт. По его мнению, самый вероятный и самый опасный риск для экономики России — развитие эпидемии. Результатом могут быть новые ограничения, внеплановые выходные, простой производств, больничные, убытки бизнеса из-за ограничения клиентов (те же QR-коды) и так далее. Всё это бьёт по экономике очень больно: и бюджет расходуется на устранение последствий (помощь бизнесу, лечение людей), и ВВП падает.
Но ведь пандемия — проблема всего мира, почему опасность последствий так высока именно для экономики России? Всё дело в вакцинации. Полностью привито сейчас только 43% всего населения (или 48% взрослых), что вдвое ниже, чем, например, в странах Европы. Там, где невакцинированных можно пересчитать по пальцам, и снижение потока клиентов не так ощутимо, и новые локдауны менее вероятны.
Да, её завозят в том числе из-за рубежа. Да, Центробанк внутри страны регулирует ситуацию, повышая ключевую ставку. Но не стоит забывать о том, что Россию «аршином общим не измерить». Пандемия вызывает сбои в логистике и разрывы цепочек поставок по всему миру, и, если, опять же, ситуация с ней усугубится, то эти проблемы внутри страны обострятся. А на такой огромной территории, как наша, это может быть критично и вызовет очередной всплеск цен.
Это плохо не только для людей. Результатом будет новый рост ключевой ставки и, как следствие, замедление экономики.
Новые санкции — ещё один риск для России, хотя уже и не такой высокий, как предыдущие два. О том, какие варианты санкций рассматривают против России в Америке, мы рассказывали перед телефонным разговором Байдена и Путина. Среди них — и пресловутое отключение от SWIFT, и ограничения на обмен валют. За поведением России внимательно следят, и, случись малейшая провокация в политике, санкции моментально ударят по экономике.
Правительство утвердило программы по борьбе за экологию. Согласно им, в ближайшие 30 лет страна должна, например, кратно снизить выбросы. Это означает, что придётся многое модернизировать — от автомобилей до промышленных производств и предприятий энегретики. Даже самолётам предстоит сменить топливо. К чему всё это приведёт? Естественно, к росту цен.
В связи с этим даже уже введено понятие «зелёная инфляция»: та самая, которая возникает из-за борьбы за экологию. Рост цен в основном коснётся продуктов и электроэнергии.
Понятие рисков всегда тесно связано с теорией вероятности. Если риски есть, это ещё не значит, что все они реализуются. Но когда их много и они высоковероятны, шанс на то, что реализуется хотя бы один, повышается. Центробанк тоже осенью подготовил экономический прогноз, где также есть сценарии развития пандемии и гиперинфляция. Однако в базовом сценарии регулятор предположил, что всё будет под контролем.