Когда маркетплейсы только зарождались, покупатели были рады — удалось избавиться от навязчивых продавцов с фразой «вам что-то подсказать?» и уловками, нацеленными на продажу некачественного или ненужного товара по завышенной цене. Но, как показала практика, и на маркетплейсах тоже можно переплатить.
Маркетплейс — электронная торговая площадка, где представлены товары нескольких продавцов. По сути — рынок в интернете. Озон, Сбермегамаркет или Wildberries предоставляют продавцам место для торговли, занимаются доставкой и обслуживанием клиентов.
На маркетплейсе всегда видно, кто продаёт товар. Чаще всего у торговой организации есть свой сайт, где тоже можно купить товар с доставкой. Лучше проверить цены и на нём тоже. Бывает, что, покупая без посредников, можно сэкономить. Первый попавшийся товар, который мы решили проверить — чайник-светильник от Redmond.
Цена на Сбермегамаркете — 2 999 рублей.
Цена на сайте продавца (М.Видео) — 2 980 рублей.
В данном случае разница не принципиальна, но по другим товарам расхождение может составлять тысячи рублей.
Во многих интернет-магазинах, в том числе на маркетплейсах, есть поле для ввода промокода. Найти его несложно — просто надо ввести в поисковике «промокоды для (название магазина)», и на вас высыплется масса полезных ссылок. Конечно, не все промокоды работают, но если терпеливо перебирать ссылки, всегда можно найти какую-то скидку.
Но не стоит сразу радоваться находке. Иногда маркеплейс предлагает несколько акций и скидок, которые несовместимы с промокодами. Например, у Сбермегамаркета есть опция «гарантия низкой цены». Площадка подбирает самое дешёвое предложение из всех продавцов. Промокод совместно с опцией не работает, поэтому часто цена ощутимо вырастает. Мы опять подобрались к мысли «сравнивать цены на разных магазинах и площадках».
Покупать товар со скидкой всегда приятно. Создаётся ощущение экономии, даже если куплена очень дорогая вещь.
Продавцы об этом тоже знают, поэтому скидки — обычное явление. Правда, иногда скидки бывают искусственные, существующие только на ценнике. Уловка стара как мир, но до сих пор работает.
Не поленитесь и проверьте историю цены. Бывает, что товар со скидкой раньше стоил ещё дешевле.
Например, летающий шар с учётом скидки в 57% стоит 855 рублей. Уже хочется купить, ведь раньше цена была аж 2 000 рублей. Плохую вещь явно так дорого не станут продавать.
Но если спуститься чуть ниже, то видим — месяц назад шар стоил 699 рублей, а цена в 2 000 рублей вообще не была зафиксирована.
Рассрочка — это обычный кредит, но переплата компенсируется скидками. В обычном магазине вы оформляете рассрочку и сразу забираете товар. На маркетплейсах немного иначе. Вы оформляете рассрочку и ждёте доставку. Причём продавец в любое время может её отменить. Деньги, конечно, возвращаются. Но за период ожидания придётся заплатить проценты, ведь они начисляются каждый день. Намного безопаснее платить кредитной картой. В течение льготного периода проценты не начисляются, поэтому если заказ будет отменён и деньги вернутся, никакой обязательств не возникнет.
Лучше вообще платить во время получения, потому что деньги на карту возвращаются от 3 до 14 дней — в этот период вы находитесь без покупки и денег. Если вещь заказана, например, в подарок, то можно не успеть к торжеству получить деньги и перезаказать товар.
Бывает, что в обычном магазине, придя на кассу, узнаёшь, что товар стоит дороже, чем на ценнике, просто продавцы не успели их поменять. С маркетплейсами бывает также. В карточке товара одна цена, а в корзине — другая цены. То скидка не применилась, то переоценка прошла, то цены «не актуальны для вашего региона». Если разница небольшая, а товаров в корзине много, то удорожание можно не заметить.
Все цены надо внимательно сравнивать.
Главный совет, который можно дать покупателем маркетплейсов — до доставки товара можно отказаться от покупки с возвратом денег, не объясняя причину. Если товар уже доставлен, то его можно вернуть в течение 14 дней, если сохранён товарный вид и все бирки. Какой товар — неважно. Можно вернуть даже сложнотехнический товар, если он не понравился. Перечень товаров, не подлежащих возврату, в случае с интернет-продажами не действует.