В начале весны после долгого перерыва ФРС США начнёт поднимать процентные ставки. Вот даже не знаю – пора начинать бояться? Как обыватель я привык к санкциям и чехарде валютных курсов, но, кажется, мировая финансовая система сулит мне что-то новенькое.
В детстве я наслушался страшилок. Если ел мало каши, грозили отдать дяде-милиционеру. Ну и, конечно, повсюду была «чёрная рука» – «чёрная рука крадётся по улице», чёрная рука набирает код твоего подъезда», «чёрная рука поднимается по ступенькам этажей» и «чёрная рука уже приближается к дверям твоей квартиры»…
Сегодня финансовые советники тоже не скупятся на угрозы, но пугают уже не «гробом на колёсиках», а Америкой. Дескать, Федеральная резервная система США (ФРС) вот-вот откажется от мягкой политики, «ФРС готовится к агрессивному марту», «ФРС вот-вот поднимет ставки». «Управляющий ФРС Кристофер Уоллер заявил, что он по-прежнему считает разумным планирование трёх повышений ставок в этом году», — читаю я первым делом, погрузившись в новостную ленту.
Даже госпожа Эльвира Набиуллина посоветовала бояться текущей политики Федеральной резервной системы США. «Я думаю, что это кардинальное изменение трендов, – заявила руководитель ЦБ, уточнив, что до последнего времени мир привык жить в условиях низкой инфляции. – Но сейчас происходит, на мой взгляд, глобальный разворот. Факторы дезинфляционные, которые действовали, обращаются – некоторые даже вспять. Мы видим деглобализацию».
И я, наконец, испугался настолько, что попросил нескольких биржевых аналитиков объяснить, почему я, получающий зарплату в рублях, должен остерегаться телодвижений американской ФРС.
Напомню на случай, если весь информационный шум прошёл мимо вас. Неделю назад ФРС заявила, что готова в противовес предыдущей стратегии повышать процентные ставки с началом весны. И пока доллар – главная валюта в мире, эта инициатива коснётся всех, даже включая охотников на песца, поскольку именно курс доллара будет определять, почём в 2022 году станут продаваться ондатровые и песцовые шкурки.
«Смена курса ФРС всегда ощущается во всём мире. Одно из основных ожидаемых последствий – отход от политики «лёгких денег», увеличение стоимости заимствований, что, в свою очередь, приводит к сокращению спекулятивного спроса на сырьевые и финансовые активы. В частности, мировые цены на сырьё и продовольствие, резко выросшие в 2021 году, могут замедлить рост или даже скорректироваться вниз. А это вполне вероятно ослабит импортируемую инфляцию – в том числе и в России», — отмечает Беленькая.
Также эксперт подчёркивает: «Другим следствием ужесточения монетарной политики ФРС является укрепление доллара к основным мировым валютам и снижение спроса на валюты стран с формирующимися рынками, к которым относится и Россия. Хотя высокие мировые цены на энергоресурсы и относительно высокий уровень процентных ставок должны защищать курс рубля от значительного ослабления к доллару, оно всё же возможно – и из-за геополитических причин, и из-за общего ожидаемого укрепления курса доллара в мире. По нашему мнению, прогнозный диапазон курса рубля на текущий год составит 71-78 рублей за доллар.»