В сказках добро побеждает зло, и злая мачеха остаётся одна и в нищете. В головах людей с детства формируется модель: если ты добр, честен и правда на твоей стороне, то победишь обидчиков. В поисках справедливости и наказания для оппонентов люди идут в суд. Но жизнь — не сказка, а судья — не добросердечная фея. Даже юристы удивляются чёрствости правосудия.
Юрист Нелли Гурьянова рассказала нам о процессе, который иллюстрирует работу судебной системы. Сама история весьма простая — семья не выдержала натиск житейских бурь и развалилась. Супруги развелись, и начали делить совместно нажитое имущество. Вот на этом этапе и начались сложности — в суде пришлось выяснять, кто вкладывался в покупку, искать пропавшее имущество и распутывать незаконные операции.
Но самое интересное не в том, как семья делила квартиру и машину, а в позиции суда.
В материалах дела присутствуют документы о продаже квартиры. Доказательства продажи есть, факт перехода собственности неоспорим. Но в ходе судебного процесса выясняется, что продавец получил на руки больше денег, чем указано в договоре. Доказательства убедительные.
Вторая сторона процесса резонно замечает, что вскрылся факт ухода от налогов. Причём нарушение подтверждено документально. Логично, что сейчас проблемой должны заняться налоговые органы, а суд уж постарается и передаст все материалы дела куда надо.
Однако суд озвучивает свою позицию так: «я не налоговый орган, данный факт не имеет отношения к делу».
Бывшая супруга готовилась к процессу раздела имущества заранее — избавлялась от совместно нажитого.
В ходе судебного разбирательства выяснилось, что женщина продала купленный во время брака автомобиль. Закон допускает подобное, но второй супруг в таком случае должен получить денежную компенсацию, о чём и было заявлено.
Но женщина пошла ва-банк и заявила, что машину продал её муж, уехав в другой регион, за тысячу километров. Впрочем, супруг опроверг все доводы и доказал обратное — сделку он не мог совершить.
Налицо признаки подделки документов. А что суд? «Я не МВД, я рассматриваю требования о компенсации, а не о преступлениях».
То есть всё, что выходит за рамки рассматриваемого вопроса, суд уже не интересует, ведь этим занимаются другие инстанции — МВД и ФНС.
Да и сами юридические процедуры не совсем совершенны. Нелли Гурьянова обращает внимание:
Есть вариант — самостоятельно обратиться в соответствующие органы. Но, как отмечает юрист, «это уже другой путь – путь самостоятельной борьбы и поиска справедливости человеком. А хотелось бы, чтобы эту функцию взял на себя орган, призванный совершать правосудие в стране, выявивший и подтвердивший факты правонарушения».