На главную страницу
Ипотека онлайн
Самые выгодные предложения банков по ипотеке с онлайн-заявкой
Кредит онлайн
Кредиты на любые цели — расчет выгодных условий и заявка онлайн
ОСАГО онлайн
Пошаговый гид для расчета и оформления
Новостройки
Актуальные предложения по продаже квартир от застройщиков
К списку новостей

Покупатели против продавцов. Как люди зарабатывают на потребительском терроризме?

Анастасия Тарасова
18 февраля 2022 14:38
803
Самые важные и оперативные новости в телеграм-канале «Выберу.ру»

Мы обычно пишем о том, как покупателю защитить свои права — вернуть некачественный товар, не переплачивать за неверные ценники и прочее. Но иногда надо защищать продавцов, а не покупателей, поэтому расскажем о потребительском терроризме. 

Общество вывело такое понятие потребительского терроризма — недобросовестные действия покупателя против компании с целью получить деньги за качественный товар или услугу, взыскав с компании дополнительно штрафы и пени.

Так уже и было. Фото: «Выберу.ру»

Примеров множество. Каждый продавец может рассказать о своей встрече с хитрым потребителем. 

Покупатели Wildberries и других интернет-магазинов пользуются нормой закона, которая разрешает вернуть товар, купленный дистанционно, в течение 7 дней. Причём ограничений, как для обычных магазинов, нет — можно вернуть бельё, колготки, косметику, телефон. Единственное условие — не нарушена целостность упаковки и сохранён первоначальный внешний вид.

Условно говоря, можно купить фотоаппарат, отснять вечеринку и вернуть обратно. Продавцы жалуются, что потребители воруют косметику из коробки прямо в пункте выдачи или сдают одежду (даже нижнее бельё) после носки.

Покупатели AliExpress умышленно портят товар, а потом подают претензию, чтобы получить деньги и оставить вещь себе. Есть и более циничные потребители — уверяют, что в посылке лежали камни, а не заказ.

Обычные магазины тоже сталкиваются с потребительским терроризмом. В этом случае покупатели действуют через суд, заставляя продавца вернуть деньги за товар, пени, судебные расходы, моральный ущерб и многое другое.

Роспотребнадзор не признаёт понятие потребительский терроризм, считая, что покупатели правы, а компании просто не хотят выполнять требования. Кстати, закон тоже целиком и полностью защищает потребителя.

Юрист Нелли Гурьянова, комментируя явление, отмечает:

Нелли Гурьянова
Юрист
Комментарий эксперта:
Могу сказать, что полностью предотвратить проявления потребительского терроризма невозможно. Есть успешные «кейсы» потребителей, да и ушлые граждане и откровенные мошенники не переведутся никогда. Поэтому риск нарваться на таких существует всегда. Можно лишь его пытаться минимизировать
Реклама
Реклама
Объединяйтесь с близкими в ВТБ Онлайн
Оформите карты всей семьей и получайте кешбэк 5% на супермаркеты
Подробнее

Чтобы не попасть в ситуацию с потребительским терроризмом, компания должна досконально знать законодательство и понимать, что у покупателя много рычагов давления (жесткие сроки, возможности считать пени, высокие штрафы), поэтому лучше держать штатного юриста или работника на аутсорсе.

Например, в Законе «О защите прав потребителей» есть ст. 22, где установлен десятидневный срок для удовлетворения требований покупателя. Как мы видим, срок короткий, а в него надо уместить проверку качества товара, ведь продавец должен убедиться, что требования заявлены основательно. Поскольку большинство таких проверок можно провести исключительно через экспертизу, то времени на это отведено очень мало. А сроки зачастую считаются компаниями неверно. Этим пользуются террористы, заявляя необоснованные претензии и, выждав 10 дней, считают пени, которые в последующем заявляют в суде.

Компании надо знать подобные нюансы. Без опытного юриста будет сложно отрабатывать претензии.

Как предупредить потребительский терроризм?

  1. Самим соблюдать Закон о защите прав потребителей, не давая поводов для возврата товара или обращения в суд.
  2. Фиксировать всё общение с покупателем документально. Например, по ст. 22 ЗоЗПП ответственность за нарушение 10-дневного срока только если компания виновна. Причём доказывать невиновность необходимо самой компании. Если продавец пропустит время ответа на претензию, то суд скорее всего не поверит в невиновность и заставит платить пени. Поэтому компании важно ответить на претензию и зафиксировать это, например, уведомлением о вручении письма. Так продавец докажет, что пошёл на контакт с покупателем и изъявил желание урегулировать конфликт без привлечения суда.
  3. Требования, которые потребитель выдвинул законно, удовлетворять в законные сроки или мотивировано отказывать.
Нелли Гурьянова
Юрист
Комментарий эксперта:
Люди склонны обижаться и таить злобу, даже если сами виноваты в порче приобретенного товара. Если даже компания права и отказалась удовлетворять требования покупателя правомерно, но не объяснила толком причины и основания, можно с большой долей вероятности предположить, что потребитель не успокоится и попытается наказать за это компанию
Реклама
Реклама
Откройте счет для бизнеса бесплатно
Получите поддержку персонального менеджера от ВТБ. Безлимитные платежи
Оформить заявку

Грамотно составленный договор поможет защититься при оказании услуг, поскольку их качество – критерий зачастую оценочный. В договоре стоит обратить внимание на моменты окончания оказания услуг, фиксацию их объёма, в каком порядке производится приёмка услуг, какие критерии качества согласованы сторонами.

Составляйте договор. Фото: 9111.ru

Нелли Гурьянова отмечает, что порой компании выгоднее самостоятельно передавать дело в суд, если есть подозрение в потребительском терроризме, поскольку так будет ниже размер пени. Покупатели же иногда специально тянут время, чтобы получить максимум возможного.

Впрочем, у обращения в суд есть и обратная сторона — потребитель может получить с компании не только стоимость товара и пени, но и штраф, расходы на юристов и независимую оценку.

Итак, свести к минимуму риск невозможно. Всегда есть вероятность встретиться с потребителем-террористом. Но всё-таки можно подготовиться:

  1. Знать и соблюдать законодательство, чётко понимая, какие у компании есть права.
  2. Быть открытыми с покупателями — грамотно соблюдать договоры, предоставлять исчерпывающую информацию о товарах и услугах, разъяснять правила эксплуатации.
  3. Быстро и чётко реагировать на обращения потребителя, максимально раскрывая свою позицию.
  4. Фиксировать каждый шаг, сохранять все документы.
  5. Консультироваться по всем вопросам с юристом.
Теги: Магазины Онлайн-доставка Покупки Законы Мошенничество Нарушение закона Юридические процедуры

Статьи и новости по теме: