Миллионы россиян, ранее купившие на бирже российские ценные бумаги, с тревогой следят за развитием приграничного конфликта. Нужно что-то делать, чтобы спасти сбережения. При этом деньги под матрасом не спрячешь. Инфляция тут как тут.
На фоне сплошного новостного негатива прозвучала реплика, согревшая сердца многих биржевых игроков.
Даже при дальнейшей эскалации взаимных угроз, при изобретении за океаном новых санкций против РФ, инвестициям отечественных инвесторов в иностранные ценные бумаги особо ничего не угрожает. Гражданам не запретят торговать иностранными инструментами, не станут выкупать эти инструменты вопреки воле собственников или как-нибудь иначе дискриминировать россиян.
И до сих пор от специалистов приходится слышать, дескать, кризис – лучшее время для инвестиций. Сейчас купите дешево, потом продадите дорого. А не купите – будете локти кусать. Но нужно понимать, что эти призывы – не от хорошей жизни. Если все граждане одновременно заберут с биржи свои деньги, на что прикажете жить бедным брокерам?
В то же время социально ответственные эксперты настоятельно рекомендуют частным инвесторам пересмотреть риск-профили в пользу лишней осторожности.
Конечно, приходится вспоминать крылатую фразу из прошлого века: «Пушки вместо масла». Инвестиционные идеи нехотя рождаются под грохот канонады. Но здесь следует отметить, что угрозу несет не только конфликт на российско-украинской границе.
«Самые главные факторы риска — повышение ставок ФРС США, и рост инфляции по всему миру. Бумаг, способных вас защитить от этого, не существует. Даже диверсификация не поможет. Единственное, что может защитить — применение разных торговых стилей и стратегий. То есть, если вы не спекулируете и не играете на понижение, вам будет очень тяжело сохранить капитал в обозначенных условиях от временных просадок. Если ваш финансовый план запрещает вам спекуляции, то придется смириться с отрицательной переоценкой портфеля», — подсказывает аналитик УЦ «ФИНАМ» Юлия Афанасьева.
В общем, в любом случае граждане с накоплениями оказываются заложниками ситуации. И очень нехотя приходится признать — чтобы спасать деньги от инфляции, привычные инструменты не подходят.
Теперь, собственно, о военном конфликте. От версий, каким в силу эскалации будет курс рубля через неделю, пухнет голова. При этом иногда даже проскальзывает позитив.
Но тут всплывает еще одна проблема при сочинении планов по защите сбережений – непонятный горизонт планирования. Никто не может сказать, когда нынешний кризис выдохнется.
Например, биржевой крах 1929 г и вызванная им Великая Депрессия стала затяжным и долгосрочным кризисом — только в 1954 году индекс Dow Jones превысил уровень 3 сентября 1929 года. От кризиса 2008-09 годов мировая экономика восстанавливалась несколько лет. А от «коронакризиса» финансовые рынки и экономика оправились неожиданно быстро, за счет десятков триллионов долларов вброшенных средств. Однако результатом стало увеличение дисбалансов в экономике и финансовой системе.
Может быть, спасение частным инвесторам принесет золото, а может быть — и нет. Здесь в мнениях экспертов тоже нет единства.
ПОЗИТИВ
«Пока высока инфляция на Западе и, соответственно, высоки инфляционные ожидания, а ставки, напротив, достаточно низкие, золото выступает вполне естественным защитным активом. Полагаю, что в ближайшие месяцы, даже после начала цикла повышения ключевой ставки в США, резко отрицательные реальные ставки и повышенный инфляционный фон, скорее, будут подталкивать котировки вверх. За ними должны идти и акции золотодобывающих компаний.
Однако вот в середине года я опасаюсь начала торможения инфляционных процессов в США и, как следствие, более активного сжатия реальных ставок и инфляционных ожиданий. Тем более, что ФРС может перейти в режим агрессивного повышения ключевые ставки. И ее уровни выше 1% могут придавить и золото, и рынки. Я уж не говорю о возможности реализации планов регулятора по сокращению баланса. Так что среднесрочно — с горизонтом на несколько кварталов — золото может быть и не очень хорошей инвестицией. Но пока — вполне себе интересная торговая идея», — заявляет начальник отдела экономического и отраслевого анализа «Промсвязьбанка» Евгений Локтюхов.
НЕГАТИВ
«Золото давным-давно потеряло функции защитного актива. Посмотрите его динамику в 2007-2009 году, и в 2011-2016 году. Сравните с динамикой популярных индексов. Более того, риск на доход при долгосрочных инвестициях в золото 1 к 2. Чтобы быть в статусе защитного актива — соотношение должно быть 1 к 3. Настоящую защиту вам даст только максимальная диверсификация активов, и желательно сейчас делать акценты на ликвидные активы», — спорит аналитик УЦ «ФИНАМ» Юлия Афанасьева.
Иначе говоря, всем надо помнить простые истины.