Если съехать на велосипеде с горы и, не справившись с управлением, на полной скорости врезаться в бетонную стену, то останется только кучка винтиков. Примерно так себя чувствует рынок недвижимости. Квартира становится роскошью. Купить собственные квадратные смогут только те, у кого есть «живые деньги».
После того, как Америка и Евросоюз ввели против российских банков санкции, фондовые рынки упали, а курс рубля обновил рекорды, кредитные организации резко повысили ставки по ипотекам до 15% годовых. Кто-то вообще перестал их выдавать.
Сегодня ЦБ внепланово повысил ключевую ставку до 20%, что стало рекордом за последние 10 лет. Проценты по банковским продуктам напрямую зависят от политики ЦБ. Соответственно, сейчас банки должны как-то отреагировать.
Но как? Сделать процентную ставку 23% годовых? Пока мы видим только одну реакцию — банки отказываются выдавать жилищные кредиты. Об этом уже заявили Совкомбанк, Юникредитбанк, Газпромбанк, Открытие. Информации об удорожании ипотек пока не было.
Гендиректор федерального портала «Мир квартир» Павел Луценко считает. что на рынке останутся только покупатели с «живыми деньгами»:
Ставки по ипотеке становятся, пожалуй, самыми высокими в истории рынка. Фактически ипотеки на рынке больше нет. Остается только та часть спроса, которую формируют покупатели с «живыми» деньгами, то есть около 30-40%, да «альтернативщики» на вторичке
Но вспомним — ипотека рассматривается нашим правительством как драйвер развития экономики. За счёт массовых льготных программ страна выстояла в коронакризис. Если сейчас девелоперы заморозят стройки, то многие люди останутся без работы. И это не только те, кто задействован в возведении зданий. Смежные отрасли — производство стройматериалов, ж/б изделий, мебели тоже просядут и начнут избавляться от лишнего персонала.
Но это пессимистичный сценарий. Возможно, правительство, чуть оправившись от санкций, займётся поддержкой населения и разработает ипотечные программы, субсидирование застройщиков или ещё что-то, чтобы компенсировать падение продаж недвижимости.