12 марта российские банки были отключены от SWIFT (система обмена сообщениями между банками). Начиная с 2014 года РФ угрожали подобными санкциями. Глава Сбербанка Герман Греф в 2017 году предупреждал, что наши банки отключат от SWIFT, то «холодная война покажется детской забавой». Почти неделю мы живём под санкциями, но многие ли заметили неудобства?
ЕС решил отключать от международной системы передачи финансовых сообщений банки ВТБ, «Россия», «Открытие», Новикомбанк, Промсвязьбанк, Совкомбанк и ВЭБ.РФ.
Решение касается не только самих кредитных организаций, но и компаний, которые прямо или косвенно принадлежат более чем на 50% этим банкам.
Европарламент предупредил, что за первой семёркой могут последовать и остальные банки.
Населению России сперва было неуютно от таких заявлений. На панике многие решили снять всю наличность со счетов. На случай, если вдруг операции в стране не будут проходить. Но катастрофы не произошло.
Полное название организации — Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunication. Штаб-квартира находится в Брюсселе. Система объединяет более 14 тысяч финансовых структур в более чем 200 странах мира. Ежедневный объём операций — свыше 30 млн.
SWIFT — не платёжная система, а в система для передачи информации о финансовых операциях по специальной сети.
Проще говоря, SWIFT — что-то вроде банковского мессенджера, с помощью которого финансовые организации сообщают друг другу о параметрах трансакций.
SWIFT - крупнейшая подобная система, но не единственная. Так, в России есть собственный аналог — система передачи финансовых сообщений. СПФС была создана в 2014 году как раз чтобы снизить санкционные риски. К СПФС подключены более 400 российских банков, а вот иностранных пока мало, да и те в большинстве своём находятся в ЕАЭС.
Как отмечают эксперты, СПФС так и не стала полноценной заменой SWIFT. Но обезопасила от санкций операции внутри страны. Именно поэтому внутри страны так никто и не заметил, что банки отключены от SWIFT. Платежи и переводы продолжают проходить, лимиты и комиссии не изменились.
Россия — не изолированная страна. Мы крепко связаны с мировой торговлей на всех уровнях. Это значит, что постоянно кому-то надо делать платежи в другие страны или получать деньги из-за границы. Причём это затрагивает не только крупные корпорации, которые торгуют газом, нефтью, металлами или алмазами. Даже малый и средний бизнес зависит от зарубежных поставок материалов, комплектующих или товаров. Сейчас придётся решать вопрос — как проводить трансакции в условиях санкций.
Поскольку SWIFT не платёжная система, а инструмент передачи данных, даже в международных финансовых операциях можно обойтись без неё. Воспользоваться аналогом или другим каналом передачи данных. Сообщит об операции можно даже по телефону, факсу или электронной почте. Но при условии, что контрагент пожелает принять данные в таком виде.
К тому же любая замена увеличит время обработки платежа. Трансакция будет исполняться несколько дней или недель.
К тому же для банков переход на какую-то иную систему передачи данных означает дополнительные издержки, а как известно, за все расходы платит конечный потребитель. То есть не исключён рост банковских тарифов.
Россия — не первопроходец. Ещё раньше, в марте 2012 года, по инициативе США от SWIFT отключили Иран из-за ядерных амбиций. Потом вернули доступ к системе, а в 2018 снова отключили.
У Ирана возникли сложностью с реализацией нефти и импортом продукции. Тегеран нашёл ободные пути — бартерная торговля и торговля через подставные компании лояльных стран.
Но это не спасло экономику — поставки нефти упали более, чем в два раза, курс национальной валюты обвалился, инфляция усилилась до 45%, бюджет страны стал дефицитным.
Что касается бизнеса, то ему в конечном итоге остался только один вариант торговли — возить деньги наличными. Но для России это не вариант — перемещение валюты в другие страны запрещено.
В итоге можно сделать выводы: