Обычная бытовая ситуация иногда может обернуться многими годами судебных тяжб. Например, продажа товара без договора. Вспомните, каждый хотя бы раз переводил деньги за покупку на карту продавца, не увидев перед этим ни счёт, ни квитанцию, ни договор — всё на доверии. А если при этом возникнут проблемы? Как доказать, что покупка действительно была? В этом вопросе и разбирался Верховный суд.
Дело было во Владивостоке. Человек решил купить радиаторы отопления у индивидуального предпринимателя, специализирующегося на оптовой торговле санитарно-техническим оборудованием.
Покупатель заказал две батареи и фурнитуры к ним. Перечислил на карту продавца 75 700 рублей. Если говорить юридическим языком, то между продавцом и покупателем был заключён устный договор купли-продажи.
Но покупатель так и не получил покупку. Прождав несколько месяцев, мужчина обратился к продавцу с требованием вернуть деньги. Но тот подчинился неохотно — сперва перечислил одну часть суммы, потом — другую. В итоге всё равно остался должен 50 000 рублей.
Покупатель, потеряв терпение, пошёл суд. Причём он решил взыскать не только долг, но и неустойку за нарушение срока передачи оплаченного товара, компенсацию морального вреда и штраф за несоблюдение внесудебного порядка. Ничего лишнего покупатель не попросил. Все эти выплаты предусмотрены «Законом о защите прав потребителей».
Чтобы доказать, что сделка купли-продажи действительно состоялась, покупатель представил распечатку переписки, в которой они с продавцом обсуждали возврат денег.
Продавец тоже не отрицал, что получил деньги после того, как договорился о покупке.
Суд первой инстанции посчитал 50 000, полученные продавцом, «неосновательным обогащением». Постановил — вернуть деньги. По остальным частям иска было отказано.
Но обида покупателя была столь велика, что он не поленился и пошёл в вышестоящие инстанции. Правда, те согласились с коллегами и не стали с продавца взыскивать штраф, неустойку и компенсацию морального вреда. Причина, названая судами — переписка не является доказательством купли-продажи.
Разбирательства дошли до Верховного суда. С выводами коллег он не согласился.
Доказательство купли-продажи есть — перевод денег от истца к ответчику. Об этом было сказано ещё в 2012 году (Постановление Пленума ВС от 28.06.2012 N 17).
К тому же распечатка переписки должна быть доказательством совершённой сделки.
Да и вообще, продавец не отрицал, что договор купли-продажи был заключён. Соответственно, истцу вообще ничего не надо доказывать.
В итоге Верховный суд отправил дело на новое рассмотрение.
Мы же для себя должны сделать несколько выводов: