Одной из самой обсуждаемых новостей сегодня стал курс доллара в 50 рублей. Современная молодёжь подобных цифр в обменниках никогда не видела, потому что их не бывало с 2015 года. Для бюджета картина безрадостная: крепкий рубль плох для экономики, а инструментов регулирования осталось не так уж и много из-за санкций. Антон Силуанов планирует задействовать последнее средство тяжёлой артиллерии.
В 10:23 мск на Московской бирже за доллар давали 50,23 рубля. Впервые за семь лет. Курс евро опустился ниже 53 рублей. Такого не наблюдалось с 2014 года.
Попытки стабилизировать курс пока проваливаются. Так, отмена обязательства продавать валютную выручку не ослабило национальную валюту.
Глава ЦБ Эльвира Набиуллина назвала причины падения доллара:
Это сохранение относительно высокого экспорта при сжатии импорта, то есть в страну поступает валютная выручка, но спрос со стороны импортёров сильно упал… И второй фактор — сокращение оттока капитала в условиях санкций, в условиях введённых нами ограничений
До 24 февраля в России существовало бюджетное правило, при котором власти покупали валюту для пополнения резервных фондов. Но сейчас бюджетное правило не работает. Курс определяется внешнеторговым балансом. Экспортёры продают на рынке валютную выручку. Однако спроса на неё нет, поскольку импорт сократился. Проще говоря, в стране много валюты, но покупать её некому.
Укрепление рубля — свидетельство изолированности экономики, а не её налаживания.
Дальнейшее укрепление рубля усилит экономический спад, а у бюджета будут проблемы. Например, пострадают компании, не связанные с экспортом нефти и газа. Главным образом металлурги.
Для компаний, которые пытаются закрепиться на внутреннем рынке, тоже ничего хорошего в крепком рубле нет, особенно если импорт товаров-конкурентов не ограничен.
При крепком рубле в бюджет поступает меньше доходов от продажи энергоресурсов.
Антон Силуанов заявил, что правительство не исключает проведение валютных интервенций для стабилизации рубля. Для этого можно сократить часть госрасходов, а высвободившиеся средства направить на интервенции. Министр финансов добавил: «Вижу, что остаётся вот эта только последняя мера из тяжёлой артиллерии».
Ещё одно предложение Силуанова — отмена репатриации валютной выручки.
Мы сейчас предлагаем отменить репатриацию валютной выручки, точнее так: сделать её равной обязательному объёму продажи. Поскольку обязательный объём продажи валютной выручки мы отменили, то, по сути дела, и репатриация тоже будет в таком же ключе