Люди, наблюдая за кривой курса валют, гадают — опустится ли доллар до 35 рублей? Власти в это время подсчитывают убытки и решают, что делать. Минфин готовится направлять часть госрасходов на валютные интервенции, чтобы повлиять на курс через валюты «дружественных стран». Глава Минэкономразвития оспаривает эту идею.
Антон Силуанов констатирует, что рубль переукреплён, а это потери бюджета. Как подсчитал глава Минфина, каждые 10 рублей укрепления — более чем триллион рублей потерь для бюджета.
В ходе выступления на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей Антон Силуанов заявил, что Минфин готов проводить валютные интервенции, направив на покупку валют часть бюджетных денег.
У нас принцип текущего года — «все доходы — на расходы», хотя мы уже приняли больше расходных решений, чем у нас будет доходов. Но часть расходов можно будет не проводить, а сверхнефтегазовые доходы направлять на то, чтобы осуществлять интервенции на валютном рынке
Минфин предлагает сверхдоходы от нефти и газа, а также сэкономленные бюджетные деньги пустить на покупку валюты. Но доллары и евро отныне стали для России «токсичными», поэтому средства планируется направлять на скупку валюты «дружественных стран». Это будет влиять на курс рубля косвенно, через кросс-курсы.
Сняли все ограничения – влияния на курс нет. Стимулируем импорт – импорт не идёт… Теперь остаётся только следующее: остаётся только участвовать на рынке либо ЦБ, либо Минфину. Центробанк говорит следующее: для меня принцип свободного курса незыблемый; курс определяется на рынке, и я не буду вмешиваться. Этот принцип ЦБ имеет место быть и право на существование
Силуанов заключил, что на валютный рынок придётся выходить Минфину.
Максим Решетников согласился с коллегой из Минфина — курс рубля сейчас невыгоден. Многие предприятия, ориентированные на экспорт, становятся нерентабельными.
Но Минэкономразвития не поддерживает Минфин:
Избыток валюты, к сожалению, на рынке такой, что мы не сможем настолько сократить бюджетные расходы – в условиях, когда у нас повышенная потребность в деньгах, – с тем, чтобы стабилизировать этим дополнительным спросом курс
Максим Решетников заключил, что предложенная конструкция только ухудшит ситуацию, поскольку сокращение бюджетных расходов негативно повлияет на экономику.
Глава ЦБ Эльвира Набиуллина считает, что нужно возвращаться к бюджетному правилу как инструменту стабилизации курса, даже за счёт сокращения госрасходов.
Однако Эльвира Набиуллина заметила, что попытки вернуть рубль к старому курсу делает его искусственным, а это грозит девальвацией.
Кроме того, при управлении курсом резко снижается независимость и самостоятельность денежно-кредитной политики.
То есть мы привязываемся к валютам чужих стран, напомню, что в этих странах сейчас инфляция на сорокалетнем максимуме. Это просто, ещё и скажем так, импорт этой инфляции
По словам Набиуллиной, в случае управляемости курса Россия будет вынуждена синхронизировать денежно-кредитную политику с этими странами.