C конца зимы ходят разговоры, в том числе и в высоких властных кругах, об оттоке из страны молодых специалистов. Особенно в сфере IT. Многие высокотехнологичные российские компании открыто заявили о релокации всем коллективом за границу. И вот, не имея возможности вернуть всех физически, Минфин нашёл способ компенсировать финансовые потери от их отъезда. Фактически ведомство хочет обложить уехавших повышенным налогом.
Минфин предложил взимать налог с россиян, находящихся за границей и работающих на российскую компанию. Если законопроект одобрят, то зарплата удалёнщикам будет рассматриваться как доход от российских источников.
Сейчас налог рассчитывается по месту пребывания работника. То есть источник получения дохода для них определяется по месту выполнения работы, а не расположения работодателя (письмо Минфина от 14.04.2021 № 03-04-06/27827). В итоге сотрудник российской компании, находящийся, например, в Армении, де-юре считается получателем доходов от иностранных источников (подп. 6 п. 3 ст. 208 НК РФ) и не обязан платить налоги в бюджет РФ. Вот этот момент и стремится исправить Минфин, заменив источник в плане налогообложения на российский (цитата по Минфину):
Выплачиваемые отечественными организациями-работодателями вознаграждения дистанционным работникам, находящимся за пределами страны, относятся к доходам от российских источников
Налоговая ставка физического лица определяется его статусом — резидент он или нерезидент. Для первых ставка НДФЛ в России составляет 13%, для вторых — 30%. К налоговым резидентам относятся люди, которые живут в России более 183 дней в году. Те, кто проводит здесь меньше этого срока, считается налоговым нерезидентом. Если россиянин задержался за границей на срок более 6 месяцев (183 дня), то он уже считается резидентом страны пребывания и должен платить в местную казну.
Предложенные Минфином изменения предполагают, что доход уехавших сотрудников будет считаться полученным в России. Тогда для проживших за границей удалёнщиков менее полугода ничего не поменяется, поскольку они останутся резидентами РФ и продолжат платить прежние 13% c зарплаты. А вот если уехавший работник провёл на чужбине более 183 дней, то ставка для него повышается до 30%. Раньше, становясь нерезидентом, он мог не платить вообще. Причём если у России нет соглашения об избежании двойного налогообложения со страной, в которой находится удалёнщик, то придётся платить налоги и там, и там. Его, например, нет у столь популярной среди россиян Грузии.
Кроме того, ответственность за уплату НДФЛ сотрудника возлагается на работодателя как налогового агента. Ему придётся следить за перемещениями удалёнщиков, так как если работник переехал и не сказал об этом работодателю, то налоговую недоимку вычтут с фирмы.
В законопроекте, правда, ничего не говорится про самозанятых. В настоящий момент им не возбраняется работать из-за рубежа (письмо ФНС от 12.10.2020 № АБ-4-20/16632). Вне зависимости от статуса резидентства они платят в бюджет 4% или 6% налогов.
Есть и другие новшества Минфина. В частности, ведомство предлагает освободить от НДФЛ компенсационные выплаты удалённым сотрудникам в связи с их расходами, которые они несут в ходе работы. Например, тратясь на оборудование, электричество, интернет и т. д.
Кроме того, Минфин хочет передать брокерам право рассчитывать и выплачивать налог с дохода клиентов, владеющих иностранными ценными бумагами (цитата по Минфину):
На брокеров, доверительных управляющих возлагаются функции налоговых агентов по налогу на доходы физических лиц в отношении доходов в виде дивидендов по ценным бумагам, выпущенным иностранными организациями, если такие дивиденды поступают на счёт у таких профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Сейчас функцию налогового агента для своих клиентов брокеры исполняют только в отношении акций российских компаний.
Другие новации ведомства предполагают: