Цены на газ в Европе штурмуют максимумы из-за очередного снижения прокачки по «Северному потоку». Официальная причина — проблемы с оборудованием из-за санкций. Неофициальная — президент Владимир Путин применил против Евросоюза главное экономическое оружие. Как долго будет продолжаться новая газовая война и что станет с Европой без российского газа?
«Газпром» ещё раз сократил прокачку по «Северному потоку» — основному каналу поставки газа в Европу. Объёмы снизились до 33 млн куб. м в сутки или 20% от возможности.
Обычно через «Северный поток» поступает 167 млн куб. м в сутки. В июне прокачка сократилась до 100 млн, затем — до 67 млн. 11 июля 2022 года трубопровод закрыли на плановые работы. Через 10 дней прокачка газа возобновилась, но так и достигла прежних объёмов.
«Газпром» объяснил, что снижает нагрузку на оборудование из-за проблем с техническим обслуживанием. Российский монополист использует турбины немецкой компании Siemens, ремонт которых проходит через пень-колоду из-за санкций.
Сейчас проблема заключается в том, что канадская лицензия не снимает все санкционные риски. Продолжают действовать ограничения со стороны Великобритании и Евросоюза. Поэтому «Газпром» не спешит передавать Siemens документы, необходимые для ввоза турбины в Россию.
Опрошенные Forbes эксперты оправдывают действия газового гиганта. Они указывают на то, что турбинам (не только той, которая никак не вернётся в Россию) потребуется техническое обслуживание где-то в сентябре. Но «Газпром» завёл кутерьму летом, потому что остановка поставок газа в сентябре — «гораздо более тяжелая история, в том числе для европейцев».
Европейцы в газовый балет не верят. Они опасаются, что «Газпром» совсем остановит поставки через «Северный поток». Еврокомиссия уже одобрила добровольное сокращение потребление голубого топлива на 15%.
Масла в огонь подливает и президент Владимир Путин, который предлагает запустить похороненный «Северный поток-2». По его словам, санкции не помешают работе трубопровода, потому что оборудование на нём новое, с иголочки.
Но, как сказал вице-канцлер Германии, министр по делам экономики и защиты климата Роберт Хабек, запуск «Северного потока-2» будет капитуляцией Европы перед Россией. Это увеличит зависимость ЕС от российского газа, в то время как европейский блок всеми силами пытается переключиться на других поставщиков.
Только вариантов особо нет. Мировые объёмы добычи газа ограничены и распределены между потребителями. Европа может попробовать оттяпать кусок у азиатских покупателей, но это приведёт к росту цен. К тому же придётся переделывать инфраструктуру, выстроенную не за один год.
В подобных условиях «Газпром», а может и сам Путин, пользуются положением. Они вынуждают Европу снять часть санкций под угрозой печальных последствий.
Евросоюз неспроста боится, что Россия перекроет вентиль на «Северном потоке». Сейчас это основной канал поставки газа в Европу. На прокачку через Украину рассчитывать не приходится по вполне объективным причинам.
Текущая задача ЕС — наполнить хранилища, считает руководитель газовой программы Оксфордского института энергетических исследований Джеймс Хендерсон. Но он подчёркивает, что это не спасёт Европу зимой, если Россия остановит прокачку газа по трубопроводу, пишет The Bell. По его оценкам, более или менее управляемой будет ситуация при сохранении текущих объёмов (20-40%), но если зима окажется не слишком холодной.
Независимый эксперт по энергетике Сергей Вакуленко настроен более пессимистично. Он полагает, что при текущих объёмах поставки Европа не сможет зимой потреблять газ как раньше — придётся вводить ограничения. В итоге ЕС не замёрзнет, но впадёт в тяжёлый экономический кризис. Производства будут останавливаться, доходы и качество жизни — падать. При этом ни население, ни бизнес пока не ощутили в полной мере рост цен на газ — розничная стоимость ещё далека от биржевой.
Самое интересное — «Газпрому» от этого ни холодно, ни жарко. Сокращение поставок газа компенсируется высокой стоимостью. Скорее всего, полностью перекрывать вентиль не будут. Это невыгодно ни компании, ни российским властям. Торговаться с Европой от нулевой отметки гораздо сложнее, чем от 33 млн куб. м в сутки.