Первый шок, связанный с работой банков, кажется, уже прошёл. Однако проблем меньше не становится. Выяснилось, что, столь привычная ранее система SWIFT-переводов за рубеж, теперь таит в себе множество неизвестного и пугающего. А дойдут ли деньги до адресата? А что будет, если они потеряются по пути? А кто и какие гарантии возврата мне может дать? И что делать, если всё-таки деньги где-то застрянут? Мы поговорили с представителями банков и юристами, чтобы выяснить нынешнее положение с переводами и возможностями не потерять свои кровные.
Об отключении России от системы SWIFT Запад заговорил ещё в конце февраля. И хотя некоторые экономисты пытались успокоить людей, говоря, что наша страна обладает своей аналогичной системой, и что «зарубежные партнёры» тоже пострадают от этого, реальность оказалась несколько иной, чем её представляли.
12 марта от SWIFT отключили ВТБ, банк «Россия», ФК «Открытие», Новикомбанк, Промсвязьбанк, Совкомбанк и ВЭБ.РФ. Позже к ним добавились Сбербанк, Россельхозбанк и Московский кредитный банк. Кроме того, некоторые банки попали в список SDN. Это «чёрный список» людей и организаций, с которыми гражданам США запрещено вести бизнес. У попавшего в blacklist банка замораживают активы в США и запрещают расчёты в долларах с любыми американскими контрагентами. Такие санкции были применены, в частности, к Альфа-банку. А банк «Тинькофф», хотя и не попал ни под какие санкции, сам решил приостановить исходящие переводы по этой системе до 1 октября. Уж слишком хлопотной оказалась в нынешних условиях эта простая банковская операция. До 3 августа через банк можно сделать лишь один SWIFT-перевод в долларах.
В остальных кредитных организациях, не отключённых от SWIFT, международные денежные переводы идут дольше обычного, в несколько раз увеличилось число отказов перевода, участились потери денежных средств. К примеру, если ранее SWIFT-перевод занимал не больше одного дня, то теперь в лучшем случае деньги дойдут за три. А иногда эта операция может растянуться на недели или даже месяцы.
Как нам рассказал председатель правления банка «Держава» Алексей Скородумов, с февраля сроки увеличились в среднем на 1-2 дня, т. е. варианта 15 минут уже нет, но в целом, как и раньше, волноваться следует, если платёж не прошёл за 3 дня.
В «Уралсибе» заявили, что направляют платежи своих клиентов на исполнение банкам-корреспондентам строго придерживаясь сроков, указанных в действующих тарифных планах банка, но не позднее следующего рабочего дня:
Сроки исполнения иностранных банков корреспондентов — от одного дня до трёх недель и более. Бывает, что перевод задерживается на каждом этапе своего прохождения, т. е. в каждом из банков-участников расчётов
Отметим, что с 30 июня Центробанк разрешил переводить за рубеж до 1 млн долларов в месяц. Ранее лимит был ограничен 150 000 долларов.
Однако в реальности проблема куда серьёзней, чем задержка перевода. О её масштабах свидетельствует появление Telegram-чата «SWIFT — пропали деньги», который насчитывает больше 9 000 человек. Люди делятся своими историями о застрявших переводах и способах их вернуть.
«4 апреля отправил перевод в Лондон, так и не дошли. Пропали», — пишет участник чата под ником Alex. «У нас Модульбанк отправил платёж через Bank of America, так и висит там с 6 июля 18 июля. Запросили доки и пропали», — жалуется Denis G. «В марте ушли деньги со счёта в Commerzbank в Германии на счёт в банке ВТБ в Москву. Пропали. Оба банка не дают никаких справок, пеняют на санкции и друг друга», — рассказывает Me Me. «9 июня отправили перевод в евро через Росбанк, ушли 15 июня и 29 июня сели на счёт банка корреспондента Societe Generalе (Франция) — до сих пор там висят. Статус «On Hold». В банке говорят — ждите. Сроков нет!», — пишет пользователь M.S. «Отправлял с Райффайзенбанка, ушли без проблем, но в итоге зависли на месяц с небольшим и вернулись. В Райфе сказали, что деньги не принял банк получатель, но никаких комментариев не оставил», — рассказал Ivan.
Стоит учитывать, что в переводе участвуют не только банк-отправитель и получатель, но и посредники в виде банков-корреспондентов. На каждом этапе перевод проходит свою проверку, как почтовая посылка — переходя от одного пункта к другому. Зачастую западные банки запрашивают дополнительную информацию по переводу, например, его цель или уточняют взаимоотношения между отправителем и получателем.
По словам Скородумова, причины могут быть разными, от ошибки в реквизитах до политики любого банка-посредника.
Работой посредников объясняет задержки и операционный директор казначейства Уральского банка реконструкции и развития (УБРиР) Владимир Зотов.
По его словам, повышенному риску сейчас подвержены переводы в долларах, евро, фунтах и иенах. Переводы в валютах стран СНГ (как правило, это казахский тенге), китайских юанях, — обычно, исполняются быстро и практически всегда гарантировано доходят до получателя. В дальнейшем список банков-корреспондентов для российских банков будет расширяться, появятся переводы и счета в дирхамах, индийских рупиях и турецких лирах.
В том же Telgram-чате советуют отслеживать свой перевод с помощью GPI-трекинга. Он в режиме реального времени покажет, где застрял ваш перевод. Сам GPI-трекинг можно затребовать у российского банка-отправителя.
В интернете даже появился специальный сайт OhMySwift.ru, который упрощает задачу по поиску своих денег. По словам его создателя, предпринимателя Андрея Авраменко, если по какой-то причине банки не могут предоставить данные GPI-трекинга, то необходимо получить хотя бы платёжное поручение (свифтовку) с указанием референса платежа, даты, суммы и валюты. С ними уже будет можно обращаться в банки-корреспонденты.
Он добавляет, что его сайт в том числе даёт возможность посмотреть — сколько переводы шли у других пользователей по выбранному «маршруту», чтобы была какая-то предсказуемость и отправитель понимал, когда пора бить тревогу.
Банки-корреспонденты по-разному относятся к таким запросам клиентов — кто-то предоставляет данные, кто-то отказывает. Часто ситуация зависит от конкретного сотрудника банка, поэтому лучше всегда обращаться повторно, даже если вы столкнулись с отказом, отмечает Авраменко.
Однако общение с банком не всегда даёт положительный результат. Единого решения, как вернуть свои деньги, если они застряли, нет.
В «Уралсибе» советуют обращаться в банк за уточнением статуса платежа. «ПАО «БАНК УРАЛСИБ», являясь участником SWIFT GPI, всегда может проследить за этапами исполнения клиентского платежа и сообщить о них клиенту», — ответили нам на запрос.
Авраменко также напоминает, что у банков есть официальная услуга «розыск платежа». Обычно её цена варьируется от 1 до 5 тысяч рублей. В Газпромбанк Инвестиции, например, 2500 рублей.
Можно также запросить возврат средств. Это официальная процедура, и если вам не удалось перевести деньги, то есть шанс хотя бы их вернуть. Наконец, последняя надежда — это начать юридическую процедуру возврата денег. Для начала можно написать претензию банку на возврат денежных средств, в которой в свободной форме описать ситуацию. Параллельно можно подать жалобу в Центробанк и Роспотребнадзор. Если никакой реакции не последовало, то далее подаётся досудебное заявление, а после — иск в суд.
Главное, прежде чем запускать этот механизм нужно собрать как можно больше документов и фактов, досказывающих вашу отправку средств и их потерю.
Выяснить — прошёл ли перевод валютный контроль (это внутреннее подразделение российского банка-отправителя, проверяющее легальность и правильность отправки средств.), запросить у банка подтверждающие документы, что перевод был отправлен. Собрать все квитанции об отправке. Всё это понадобится на суде. Но вот дать гарантии, что он разрешится в вашу пользу, сейчас дать никто не сможет.
Судиться же с банком-отправителем в РФ имеет смысл, если собраны доказательства, что банк виновен в потере денег — не совершил перевод, нарушил требования международной системы переводов, не исполнил требования клиента о возврате денежных средств при наличии у него такой возможности и т. д. Но это достаточно редкий случай, считает эксперт.
По мнению юриста, вступая в борьбу с банками, стоит понимать, что сложившаяся ситуация с санкциями, с дополнительными проверками не урегулирована конкретными нормами закона. На сегодня ещё не сформировалась судебная практика, то есть нет ещё достаточного количества решений судов по аналогичным ситуациям. Юристы могут лишь предполагать в теории, но опереться на конкретные позиции судебных инстанций пока не получается. Остаётся неизвестным, будут ли признаны обстоятельства с санкциями форс-мажорными и какие будут последствия, если всё-таки признают таковыми.
Итак, если ваш SWIFT-перевод «завис» или потерялся с концами, то не паникуйте и не расстраивайтесь, а начинайте сразу действовать:
— обратитесь в банк-отправитель и попытайтесь выяснить причину задержки/пропажи;
— если там вы не получили вразумительного ответа, то обращайтесь в банк-получатель;
— вступите в тематический Telegram-чат. Там вы получите совет и поддержку;
— узнайте у банка GPI-трекинг перевода и на сайте OhMySwift.ru посмотрите, где «застряли» деньги;
— если необходимо, то свяжетесь с банком-корреспондентом;
— сделайте запрос на возврат средств;
— напишите претензию, отправьте «досудебку». Зачастую на этом этапе деньги уже находятся;
— наконец подайте иск в суд, выиграйте его и верните свои средства.