Август исторически ассоциируется у россиян с крупными проблемами. Большинство «катаклизмов» случалось именно в этом месяце. Что может произойти в августе 2022 года: России объявят дефолт, национальная валюта обвалится до 150 рублей за доллар, цены в магазинах подскочат на 400% или всё сразу одновременно?
Чтобы оценить тревожность августа, не нужно далеко ходить. Достаточно взглянуть на историю современной России.
Крах крупнейшей финансовой пирамиды «МММ» — 4 августа 1994 года (арест Сергея Мавроди). Для тех, кто не знает, о чём речь — Мавроди обещал вкладчикам гигантскую прибыль. Люди продавали квартиры, чтобы купить «мавродики» и обогатиться.
Год спустя в августе случился банковский кризис. Ставки по кредитам достигали 2 000%. Рубль обвалился, а цены выросли. Обанкротились около 100 банков, десятки тысяч людей потеряли работу. «Чёрный» четверг для российской банковской системы — 24 августа 1995 года.
Ещё через три года, в августе 1998 года, Россия объявила дефолт по гособлигациям перед иностранцами. Курс национальной валюты рухнул в три раза, с 6 рублей до 21 рубля за доллар. Цены тоже подскочили в разы.
Через 20 лет президент Владимир Путин вопреки обещаниям объявил о повышении пенсионного возраста. То есть прошёлся по доходам россиян без дефолта, девальвации рубля и гиперинфляции.
Это далеко не весь список августовских происшествий. Был ещё путч 1991 года, несколько масштабных природных и техногенных катаклизмов, падение самолётов, крушение поездов и затопление подлодки «Курск». Список можно продолжать.
На вопрос, ждать ли от нового августа каких-либо потрясений, ответил доктор экономических наук, главный научный сотрудник Института экономики РАН Игорь Николаев. В интервью МК он исключил вероятность повторения финансовых проблем 90-х годов.
Во-первых, о дефолте если и объявят, то только западные власти, которые и ставят палки в колёса. Россия готова платить по долгам, но санкции не позволяют переслать валюту из точки А в точку В. Более того, резервов страны с лихвой хватит, чтобы полностью погасить всю задолженность. Но запасы страны заморожены.
Во-вторых, ни о какой гиперинфляции не может быть и речи, какими бы слухами не полнилась земля. Рубль достаточно крепкий + сезонная дефляция на овощи и фрукты + снижение потребительской активности. Эти факторы замедляют, а не ускоряют инфляцию. Пусть по итогам года рост цен составит 15%, но гиперинфляция — это от 50% за месяц.
В-третьих, нет никаких предпосылок для того, чтобы национальная валюта обвалилась в два или три раза. Цены на нефть высокие, валюта стабильно поступает в страну, даже в избытке, но в безналичном виде, потому-то рубль и крепчает на бирже.