Представьте: вы будите ребёнка в 6 утра. За окном темень, холод и метель. Но вам надо выходить из уюта квартиры в эту непогоду, чтобы отвести ребёнка в школу. Не просто отвести, а ехать в переполненном транспорте с портфелем, сменкой, лыжами и скрипочкой. Между тем кто-то спит столько, сколько хочет, или путешествует по миру с семьёй, потому что дети учатся в модном формате «вне школы» - им не надо никуда ходить. Вероятно, кто-то о подобном не слышал. Традиционные школы не торопятся консультировать родителей по альтернативным форматам обучения. Но это не означает, что получать знания дома плохо, а родители, согласившиеся на это, хиппи.
Вопросы школьного образования регулируются Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Общее образование в России может быть получено в разных формах:
Если с первой формой, которая проводится в школьных стенах, более-менее всё понятно, то про семейное стоит дать некоторые пояснения.
То есть ребёнок не ходит в школу в традиционном понятии, не сидит на уроках. Родители сами выбирают, как его учить: нанять репетиторов по всем предметам, учить самостоятельно или обратиться в онлайн-школу, которая специализируется на семейном образовании.
Вне зависимости от формы обучения ребёнку выдаются документы, которые подтверждают наличие установленного уровня знаний. Иными словами, цель любого процесса обучения – достигнуть определённого объема знаний и навыков, которые определены образовательными стандартами. Но дойти до этой финальной точки с получением подтверждающих документов можно разными «дорожками» - в рамках школы или вне школы. И семейное образование – это одна из таких дорожек.
Получается, что семейное образование не предполагает никакой анархии. Ребёнок учится не хаотично, а с учётом образовательных стандартов. Не может быть такого: родители решили, что Вове литература не пригодится в жизни, поэтому мы не станем её изучать. Если в образовательном стандарте есть литература, то придётся её учить. Однако можно сократить количество часов, отпущенных на литературу, потому что цель не отсидеть урок, а получить знания.
Проверка полученных знаний в любом случае будет. Документ об образовании тоже.
После прикрепления ребёнка к конкретной школе у родителей и у образовательной организации возникают определённые обязательства. Закон предусматривает, что школа должна:
В свою очередь родители должны создать все условия для обучения ребенка и для подготовки его к тестированию.
На первый взгляд, ситуация одинаковая – ребенок учится дома. Но с юридической точки зрения разница глобальная.
Перейти на домашнее обучение просто по желанию родителей невозможно, оно доступно только при определённых условиях, когда ребёнок по уважительным причинам не в состоянии присоединиться к классу в школе. Например, он имеет инвалидность или проходит длительное лечение, реабилитацию. Учителя, получая заработную плату в школе, обеспечивают усвоение материала дома. Такое обучение еще иногда называют надомным. Оно может быть временным или постоянным в зависимости от обстоятельств. То есть это не отдельная форма образования, а вид очного или очно-заочного школьного обучения.
Дистанционные технологии могут применять ученики, находящиеся на очном школьном обучении (как мы все видели в период пандемии), ученики на домашнем обучении (когда учитель не приходит лично, а ведёт урок через интернет), либо учащиеся на семейной форме обучения (когда родители выбирают различные интернет-программы обучения и ребёнок усваивает их дистанционно).
Ничего в нашем мире нет однозначного. Из явных плюсов семейного обучения можно отметить такие: это самая гибкая форма обучения без привязки к месту, конкретному учреждению, к требованиям школы. Ребёнок учится в своем темпе, с учётом своих интересов, особенностей, потенциала, темперамента. Здесь максимум свободы в плане выбора программы, педагогов и наставников, способа получения знаний.
Например, ребёнок может легко совмещать учёбу и спорт, потому что нет жёсткого графика обучения — расписание составляет ребёнок и родители самостоятельно. Также можно выбирать учителей, что невозможно в формате традиционного обучения.
Но и у «семейников» есть проблемы. Много работы ложится на плечи родителей – именно они должны выстроить систему, постоянно контролировать, мотивировать, искать педагогов, вкладываться в образование силами, средствами, нервами и большим количеством времени.
В России семейное образование не очень популярно. Оно вызывает много критики. Семьи, выбравшие учёбу вне школы сталкиваются с непониманием. Приходится объяснять окружающим, что с ребёнком и его родителями всё нормально.
Семейная форма образования подходит не всем детям и далеко не всем родителям. При малейшем конфликте в школе бежать писать заявление в администрацию – очень опрометчиво. Надо учесть всю имеющуюся информацию.
Бытует мнение, что «дети-семейники» изолированы, не социализированы, они проводят все время дома в учебе. Но у свободных от школы детей, которые не тратят время на дорогу и дополнительные школьные активности, появляется возможность регулярно посещать дополнительные занятия, общаться со сверстниками в неформальной обстановке.
Кстати, этот вопрос не урегулирован прямо законодательством. На практике, если родители прикрепляют ребенка к конкретной школе при переходе на семейное образование, то личное дело может храниться в учебном заведении. Но допускается вариант с хранением дела в отделе образования администрации населенного пункта или вообще дома.
Выбор в пользу семейного образования должен быть сделан взвешенно и осознанно. Но очень радует, что родители получили альтернативу, выбор, а технологии и возможности современных коммуникаций открывают новые горизонты в том числе и в сфере образования.