К данным Росстата наш народ относится со скепсисом. Особенно удивляет откуда ведомство берёт такие высокие зарплаты, если все вокруг получают гораздо меньше. Вот и аналитики MMI указывают на расхождения в расчётах статистики по реальным располагаемым доходам.
Помимо номинальных и реальных денежных доходов, Росстат ещё считает и реальные располагаемые денежные доходы — это то, сколько у нас остаётся после вычета обязательных платежей — налогов, взносов, процентов за кредиты и прочего, с поправкой на инфляцию. В I квартале 2022 года такие доходы россиян снизились на 1,2%, а во II-м — на 0,8%. То есть при доходе, например, в 50 000 рублей, с января по март среднестатистический гражданин потерял 600 рублей, а уже с апреля по июнь — 400 рублей. При этом, как заметили аналитики MMI, по итогам первого полугодия Росстат показывает снижение по этому показателю на 0,8% - те же 400 рублей.
В номинальном выражении рост доходов ускорился: 15,2% против 10,9% кварталом ранее. Но инфляция полностью съела этот рост и в итоге доходы просели на 1,9% против -1,0% в I -м квартале. Это тот знакомый уже эффект, когда получаешь больше, а позволить себе можешь всё меньше.
Номинальная среднемесячная начисленная заработная плата работников российских организаций, по данным Росстата, составила в мае 62 457 рублей. По сравнению с апрелем она выросла на 0,2% и на 10% по сравнению с маем 2021-го. А реальные зарплаты, согласно статистике, повысились по сравнению с апрелем лишь на 0,1%, но зато снизились по сравнению с маем прошлого года на 6,1%.
Тут главное помнить, что номинальная заработная плата не отражает уровня цен, поэтому её увеличение не означает реального роста уровня жизни. А реальная зарплата — это то количество товаров и услуг, которое можно купить за номинальную зарплату. В итоге получается, что за вычетом основных расходов, мы теряем. И никакая индексация не помогает.