IKEA в России, видимо, повторит судьбу McDonald’s. Нет, пока шведский гигант не заменят на магазины «Мебель и точка». Маркетологи пошли другим путём. На «Яндекс.Маркете» появились товары, производимые на тех же фабриках, что и для IKEA.
15 июня шведский производитель и ретейлер мебели IKEA объявил об окончательном уходе из России, продаже заводов и сокращении сотрудников. Учитывая, что почти половина продукции производилась в России, это бы нанесло существенный удар по местному бизнесу и добавило бы число безработных на рынке. В нашей стране у IKEA было четыре собственные фабрики и ещё порядка 30 партнёров, которые делали мебель, шили одеяла и производили матрасы.
За неимением прежней сети сбыта свою продукцию они теперь продают через маркетплейсы. Тем более, что бренд IKEA продолжает служить им хорошей рекламой. На «Яндекс.Маркете» появился раздел «Товары ИКЕА». Мебель и аксессуары в нём и правда очень напоминают икеевскую. Вот, например, пододеяльник и наволочка ARUA. В описании так и говорится, что это аналог ИКЕА BERGPALM, который «производится на той же фабрике и по тем же высоким стандартам».
В России набор стоит 2 199 рублей. В польском IKEA цена оригинала чуть меньше — 139 злотых (1 800 рублей).
Сам бренд Arua принадлежит казахстанской компании «АГФ-Групп». Среди других известных партеров IKEA, представленных на Яндексе — фабрика «Аскона», комбинат «Шуйские ситцы» и мебельный холдинг «Ангстрем».
Но сравнить все товары с теми, что продавались в IKEA затруднительно, так как все они имеют другие названия и отличаются в цене.
Например, непонятно следовала ли Уфамебель тем же «высоким стандартам» при производстве комода Capri за 4 390 рублей. Очень похожий на него камод в том же польском каталоге IKEA называется Malm и продаётся по цене 299 злотых (около 3 880 рублей). Всё-таки то, что делается сейчас проверяется только самим заводом, а не IKEA.
В целом, пока на площадке не так много товаров — стулья, комоды и шкафы, несколько диванов и посуда, а также постельное бельё и бытовые мелочи.
Как полагает аналитик «БКС Мир инвестиций» Денис Буйволов, полностью заменить IKEA не получится:
IKEA — это бренд, который десятилетиями складывался
По его словам, шведский ретейлер отличался и качеством, и структурой. Но как альтернатива в текущих реалиях, идея реализовывать продукцию через маркетплейсы выглядит неплохо. Аналитик добавил, что возможно со временем к площадке подключатся и другие поставщики. В любом случае это полезно не только для потребителей, но и для сотрудников компаний, которые таким образом смогут сохранить свои рабочие места.
Впрочем, многие производители уже сейчас продают те же товары (конечно, под другими названиями) на своих сайтах или через Ozon или Wildberries.
В начале июля компания объявила финальную онлайн-распродажу. Но из-за большого наплыва посетителей отложила её до августа. Тем не менее приобрести что-то на сайте IKEA сейчас практически невозможно — он держит посетителей в режиме ожидания, отправляя, видимо, в конец очереди, и когда подойдёт ваша не сообщается.
Ранее также появилась информация, что ушедшие бренды могут заменить тюремные производства. По мнению начальника ГУ ФСИН по Свердловской области Александра Фёдорова, показатель «цена–качество» у них выше, чем у зарубежных аналогов.