Центробанк недавно представил альтернативный сценарий развития мировой экономики под названием «Глобальный кризис». По прогнозу он должен сильно ударить по России. Но в докладе были и другие варианты того, что ждёт нашу страну — не столь ужасающие. Согласно им, мы адаптируемся к новым вызовам ускоренными темпами или будем решать проблемы постепенно. Эксперт увидел вероятность сочетания всех трёх.
Уже в 2023 году Россия может столкнуться с сочетанием всех трёх сценариев сразу, считает главный аналитик «Совкомбанка» Михаил Васильев. Он согласен с алармистскими настроениями в отношении мировой экономики, но с оптимизмом смотрит на то, как с проблемами будет справляться Россия.
При этом главными игроками геополитического противостояния эксперт называет США и Китай. Вслед за Россией Поднебесная, вероятно, откажется от покупки американских и европейских облигации, а также начнёт уменьшать зависимость от долларов и евро. В этой ситуации не исключено повторение стагфляции 1970-х или депрессии 1930-х годов. Мировая экономика будет падать несколько лет подряд. На этом фоне в 2023 году цены на нефть могут рухнуть, как это было во время мирового кризиса 2008-2009 гг. и в пандемию.
Тем не менее Васильев полагает, что влияние кризиса на Россию и страны Азии будет минимальным, а основной удар примет на себя Запад (цитата по «Прайм»):
Мы не ожидаем углубления падения в 2023 году и значимого роста инфляции. По итогам этого года мы прогнозируем спад ВВП на уровне 5%, при этом риски скорее смещены в сторону меньшего сокращения экономики. В 2023 мы ожидаем адаптации экономики и меньшего снижения ВВП, чем в 2022 году
В связи с этим аналитик позитивно оценивает переориентацию России на Восток и начало развития собственного производства.
Согласно негативному сценарию ЦБ, ВВП РФ будет снижаться три года подряд (с 2022 по 2024 гг.), причём в следующем году с ускоряющимися темпами. Экспорт и импорт упадут почти в два раза. Рубль ослабнет, а инфляция вырастет. Базовый же сценарий предполагает, что мировая экономика продолжит своё развитие в рамках ранее определившегося курса. Регуляторы стран смогут справиться с инфляцией и не допустят масштабной рецессии.