Пройдясь по российским дворам, можно сказать: «страна контрастов». Около одного дома можно увидеть милую детскую площадку и клумбы с анютиными глазками, а у другого — разломанную скамейку, бутылки, окурки и ржавый остов качели. Отчего такая разница и что влияет на благоустройство дворов? Означает ли, что жильцы домов, где есть клумбы, платят за коммунальные услуги больше? Давайте разберёмся с правовой точки зрения, ведь именно там «собака порылась».
Ведя речь о территории двора или о прилегающей к дому территории, обычно используют понятия «придомовая территория», «прилегающая территория, «внутридворовая территория» или просто «двор». Но в юридическом плане эти термины разные. Прежде чем выяснять, кто отвечает за клумбы и благоустройство, разграничим понятия.
Понятия «придомовая территория» нет в законе. В жилищном законодательстве даётся описание общего имущества многоквартирного дома (МКД), в состав которого входит земельный участок, на котором собственно этот дом расположен с элементами озеленения, дизайна и благоустройства (п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ).
Понятие «прилегающая территория» используется, как правило, в градостроительном законодательстве без привязки к жилищному. Это территория общего пользования, которая прилегает к зданию или любому другому объекту недвижимости, границы которой определены муниципальными правилами благоустройства (п. 37 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ). Понятие используется исключительно в контексте благоустройства территорий. Важно понимать, что в прилегающую территорию может входить земля общего пользования.
«Двор» — понятие обывательское. По факту в область двора могут входить придомовые территории разных многоквартирных домов, а также участки, которые находятся в муниципальной собственности или собственность на которые вообще не разграничена.
Но вполне может быть и обратная ситуация, когда в придомовую территорию может входить часть двора или выходить за его границы.
Чтобы понимать, как добиться благоустройства двора, надо знать несколько важных правовых аспектов:
Но вспомним, что есть ещё участок, который прилегает к дому, но общей собственностью жильцов не является. Здесь от внесения платы за содержание жилья не зависит его благоустройство, поскольку с большей долей вероятности он входит в состав земли, принадлежащей муниципалитету. А, следовательно, содержание и уход за ним входит в обязанности местной администрации.
Никто не мешает жильцам регулярно обращаться в администрацию и требовать, чтобы они убрали с принадлежащей им территории несанкционированную свалку, починили дорогу или выкосили бурьян. Сработает обращение или нет, зависит от ответственности администрации и настойчивости населения.
Зацветут ли в конкретном дворе анютины глазки на ухоженных газонах, зависит не только от собственников квартир и от количества выплаченных ими денег. Если газоны и двор – общее имущество, а собственники исправно платят за содержание жилья (включая земельный участок), то необходимо требовать благоустройство с управляющей организации или правления ТСЖ.
Если же участок хоть и придомовой, но выходит за пределы общего имущества собственников, то его обустройства следует требовать от муниципальных властей, если земля находится в муниципальной собственности. Например, обратить внимание на различные программы благоустройств дворовых территорий, реализуемые за счёт местных или даже федеральных бюджетов.
Не всё, но многое зависит от гражданской позиции, умении отстаивать свои права и как минимум знать их.