Помните, были такие общественники «Хрюши против», которые вели войну с магазинами, торгующими просроченными продуктами? Правда в нашей реальности существует и другая картина — люди из малообеспеченных слоёв (это необязательно бомжи, но и просто инвалиды, пенсионеры и т. д.) вынуждены рыться в мусорных контейнерах на заднем дворе магазинов в поисках выброшенных товаров. Скоро и для первых, и для вторых не останется поля для деятельности. Российские продуктовые сети нашли новое применение для просрочки.
«Магнит» начал поиски покупателей на просроченную продукцию, говорится в документе компании по управлению устойчивым развитием. При этом продавать просрочку нельзя даже по сильно заниженным ценам. Такая продукция считается опасной. Тем не менее в бумагах ретейлера говорится следующее (цитата по «Известиям»):
Мы начали поиск покупателей на продукты питания, которые утратили свои потребительские свойства: выбраны партнёры и заключаются договоры. В рамках этого проекта мы разработали схему списания и регистрации продуктов с истекшим сроком годности, которые продолжают иметь ценность
Ранее компания начала проект по анализу отходов, которые попадают в контейнеры магазинов. Цель — отсортировать товары, которые уже нельзя выставить на прилавки, но представляющие ценность для специализированных переработчиков. В первую очередь в такой продукции могут быть заинтересованы производители кормов и удобрений.
Сейчас продавать просроченные продукты питания запрещено законом «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (29-ФЗ). Но «Магнит» ссылается на постановление правительства № 1612 от 07.10.2020 года, которое установило порядок изъятия из обращения опасной продукции (к ней относится и просрочка). После экспертизы, подтверждающей её безопасность, такие товары разрешается отправлять на переработку и изготавливать корм для животных.
Сейчас магазинам приходится утилизировать просрочку за свой счёт. Если ретейлер сможет реализовать задуманное, то он получит двойную выгоду. Во-первых, сократит расходы на вывоз отходов. Во-вторых, сможет заработать за счёт продажи сырья для переработки.
Ритейлеры в среднем теряют до 7% продуктов питания от розничного товарооборота, оценили в Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), которая объединяет крупные торговые сети. Ежегодный объём пищевых отходов может достигать 700 тыс. т. Больше всего выбрасывается фруктов и овощей, на втором месте — мясо, рыба и птица. Замыкает список: молочная продукция, мясные деликатесы, колбасы и бакалея.