Disclaimer:
данный материал — мнение юриста относительно правовых основ частичной мобилизации и службы по контракту, а не призыв к действию или бездействию.
Вопросы, которые возникают у населения в связи с частичной мобилизацией, пытается закрыть правительственный портал «Объясняем.рф». Однако пояснения даны сжато и без отсылки к нормативно-правовой базе. Получается, что мы должны верить на слово интернет-ресурсу, обещания которого не станут доказательством в случае разрешения проблем, потому что это не закон, не указ и не постановление. В связи с этим неплохо разобраться в законах, которые регулируют частичную мобилизацию и заключение контракта на службу в частности.
По указу президента РФ от 21.09.2022 № 647, призванные по частичной мобилизации, по статусу приравниваются к контрактникам. Больше о статусе призванных на СВО ничего не сказано, поэтому следует искать информацию в других нормативно-правовых актах.
Службу по контракту регулирует Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», где урегулированы вопросы сроков заключения контракта, порядка прохождения испытательного срока, права и обязанности сторон договора.
Закон о мобилизации, который тоже пытаются применить к существующей ситуации, вообще не регулирует порядок проведения такой службы.
Кажется, что это даёт право использовать закон о воинской обязанности, ведь об этом говорит указ президента.
Но это большое заблуждение, если следовать основам права. По статусу федеральный закон имеет большую юридическую силу, и в данном случае в Федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе» прямо сказано следующее:
В период мобилизации, в период военного положения и в военное время воинская обязанность граждан определяется федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и также предусматривает:
Однако других норм нет. Порядок заключения контракта с мобилизованными, его условия, сроки, правила прохождения службы не определены ни законом о мобилизации, ни законом о военном положении.
Схемы с заключением контракта, которые сейчас закреплены в законах и которые применяются на практике, применимы к гражданам, призванным на действительную военную службу в порядке обычного призыва. Проще говоря, срочникам.
Кстати, на «Объясняем.рф» есть статья, которая рассказывает о том, что призванные по мобилизации через три месяца службы могут заключить контракт. Это вносит сумятицу, потому что внимательный человек сразу начинает задаваться вопросами: а в чём разница, а будут ли платить в течение трёх месяцев до заключения контракта, а поменяется ли место несения службы и прочими.
С точки зрения закона, трёхмесячный срок несения службы перед подписанием контракта справедлив только для призывников, поскольку предусмотрен законом о военной службе, а не о мобилизации.
Юристы единогласны — если какие-либо возникающие правоотношения не урегулированы напрямую нормами права, то применяется аналогия закона. Если простыми словами, то применяются те нормы, которые регулируют сходные по сути отношения.
Поскольку в указе президента прямо говорится о приравнивании мобилизованных к контрактникам, логично распространять действие закона о военной службе на порядок заключения контрактов с мобилизованными.
Однако вопросы на этом не заканчиваются, а множатся.
П.2 ст. 32 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» прямо закрепляет добровольность заключения контракта. Принуждение к заключению контракта не допускается. Как эти нормы должны применяться в случае с мобилизованными, где о добровольности речи не идёт?
Очевидно, что не могут применяться к мобилизованным требования и критерии, которые применяются к военнослужащим, заключающим контакт в рамках военной службы по призыву. Критерии призыва по мобилизации должны устанавливаться законом о мобилизации и подзаконными актами. В настоящее время идёт активный процесс подготовки и принятия этих подзаконных актов и поправок к законам, чтобы хоть как-то урегулировать посыпавшиеся вопросы и проблемы.
В итоге мы пришли к тому, что президент приравнял статус мобилизованного и контрактника, но на деле это не работает. Можно предположить, что если указ президента наделил мобилизованных статусом контрактника, то они уже считаются заключившими контракт. Только остаётся вопрос – какой и на каких условиях? И почему тогда при этом проигнорированы нормы о добровольности заключения контракта?
Без подписания каких-либо документов, без самого контракта мобилизованный берёт на себя обязательство нести военную службу, но срок, условия непонятны. Зато обещаны выплаты как у контрактников. Правда, законы, которые регулируют обещанное высокое довольствие, пока не приняты.
В итоге получилась путаница: статус мобилизованного не определён с точки зрения норм права, потому что часть норм закона «О военной обязанности и военной службе» неприменимы в текущей ситуации.