Родственникам погибших военнослужащих полагаются компенсации от государства. Но бывает, что деньги они не получают, так как в документах о смерти чиновники пишут «умер», а не «погиб». Социальные службы, ответственные за выплаты компенсаций, трактуют это как не подходящий случай.
Пару лет назад в суд обратилась женщина, чей сын скончался во время прохождения срочной службы в армии. Согласно заключению военно-врачебной комиссии, смерть наступила в результате получения военной травмы. Женщина получила в органах соцзащиты удостоверение о праве на льготы, положенные ей по закону «О ветеранах». Однако в выплате ей было отказано из-за того, что в выписке из приказа командира части и в извещении военного комиссариата было записано, что её сын «умер при исполнении обязанностей военной службы». Тогда как чиновники из соцфонда настаивали на том, что выплаты положены только в случае «гибели». Суды трёх инстанций встали на сторону ответчиков, прежде чем женщина дошла до Верховного суда, который отменил постановления нижестоящих судов и направил дело на новое рассмотрение.
Верховный суд пояснил, что:
Такой подход согласуется с правовой позицией Конституционного суда о правовых гарантиях государства по предоставлению мер социальной поддержки членам семей военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы, пишут «Ведомости». Таким образом, Верховный суд разъяснил, что семьи скончавшихся в период прохождения военной службы имеют право на те же меры соцподдержки, что и близкие умерших непосредственно в результате боевых действий.
Страховщик освобождается от выплаты страховой суммы по обязательному государственному страхованию, если страховой случай:
Но страховщик не освобождается от выплаты страховой суммы в случае смерти застрахованного лица, если смерть последнего наступила вследствие самоубийства, независимо от срока нахождения застрахованного лица на военной службе, службе, военных сборах.
Тем не менее при указании причины смерти военное командование нередко использует такие формулировки, которые впоследствии вызывают разночтения и приводят к спорам родственников погибшего (умершего) с государством. Чаще всего предметом раздора являлось употребление в официальных документах слов «умер» вместо «погиб», а также словосочетание «в период военной службы» вместо «при исполнении обязанностей военной службы». При этом, если в документе записано: «погиб (умер) не при исполнении», то это практически гарантированно лишает близких права на какие-либо компенсации.
Добавим, что погибшим во время СВО, в том числе и мобилизованным, положены повышенные выплаты:
Кроме того, супруге и детям погибшего полагается ежемесячная компенсация за потерю кормильца — пенсия от Минобороны. Она рассчитывается исходя из размеров последнего выплаченного денежного довольствия военнослужащего.