За 30 лет российская экономика серьёзно отстала от мировой. Учёные из МГУ объясняют отставание тем, что отечественная экономика похожа на героев басни Крылова «Лебедь, рак и щука». Три главные силы — правительство, ЦБ и бизнес — тянут «одеяло» в разные стороны. Чтобы решить эту проблему, учёные предлагают создать новую экономическую модель, а также отменить приватизацию 90-х годов.
За 30 лет экономика России выросла на 20-25%. За то же время мировой ВВП увеличился в 2,8 раза. Расчёты сделаны на основе данных Международного валютного фонда и представлены в статье профессоров кафедры политической экономики экономфака МГУ Кайсына Хубиева и Ивана Тенякова.
Хубиев и Теняков связывают отставание отечественной экономики с тем, что правительство, Банк России и крупный бизнес решают разные задачи. Исполнительная власть пытается запустить технологическое и промышленное развитие (майские указы президента, национальные проекты, институты развития). Но весь положительный эффект сводится к нулю с одной стороны борьбой ЦБ с инфляцией, с другой — выводом капитала за границу, чем грешит крупный частный бизнес.
Профессора считают, что России нужна новая экономическая модель. В её основе должны лежать следующие принципы:
Несколько лет назад Россия обзавелась собственными офшорами — в Калининградской области и на Дальнем Востоке. На этих территориях действуют льготные условия налогообложения. Ряд компаний сменили регистрацию с чужих офшоров на свои. Но крупного возвращения власти ещё не дождались.
Замглавы института Центр развития НИУ ВШЭ Валерий Миронов заступился за крупный бизнес. По его словам, раз доходы «утекают» за границу, значит, собственники компаний по каким-то причинам не хотят вкладывать деньги в страну, пишет РБК. Причин много: от отсутствия привлекательных инвестиционных проектов до сознавания нелегальности приватизации. Как альтернативу национализации или отмены итогов приватизации он предложил ввести приватизационный налог. В конце 90-х годов такой налог был введён в Великобритании. Миронов подытожил:
Вопрос не в том, кому будут принадлежать заводы. Вопрос в том, как сделать собственность эффективной для экономики